Славу городам зачастую приносят вовсе не горячие патриоты и влюбленные жители, а личности совершенно посторонние. Бахчисарай – яркий тому пример. Вовсе не грозные ханы из постепенно увядшего рода Гиреев вспоминаются при упоминании имени древней столицы крымских татар. А Пушкин, занесенный сюда волею юношеских шалостей, царского правосудия и причудливой судьбы. Не скрою, именно Пушкин и был моей путеводной звездой, которая долго манила, но в конце концов довела-таки меня сюда. В сердце Крыма.
Необыкновенный город во всю свою длину
Я приехал в Бахчисарай темной ночью, а потому увидел его только утром. Едва над Крымом пробились первые лучи ласкового осеннего солнца, я уже был на ногах, восторженно крутил шеей, щелкал затворами фотокамер и восхищенно прицокивал языком. Передо мной во всей красе предстал, быть может, один из самых оригинальных и живописных городов из всех виденных!
Старый Бахчисарай измеряется одной только длиной. Ширина его, даже в самых широких местах, совершенно незначительна. А в узких – измеряется буквально размерами одного дома. Стиснутый кручами Внутренней гряды город постепенно вползает в глубокий каньон, такой узкий, что солнце, даже в самые длинные летние дни, не заглядывает сюда надолго!
Жители этих кварталов, живущих под стометровыми известняковыми отвесами – настоящие фаталисты. Любой камень, который упадет с такой высоты на крышу, неминуемо пробьет двухэтажный дом до самого погреба!
Особенно чарующая картина открывается по утрам и вечерам, когда солнце по прямой пробивает весь каньон Бахчисарая вдоль, воспламеняя косыми лучами свечки тополей над кучерявой зеленью садов и глазурью черепичных кровель татарских домов.
Обреченное бессмертие
Благодаря Пушкину мир узнал про Бахчисарай, а Бахчисарай обрел своего самого высокого покровителя в мемориальной сфере. Молодой поэт совершенно случайно попал сюда в 1820 году вместе с вдохновенным (и вдохновляющим!) семейством славного генерала Раевского – героя Отечественной войны с французами и просто мудрого человека.
Годы Южной ссылки, быть может, вообще-то самая романтичная пора в жизни Пушкина – все, что он видел, тут же попадало на перо, а все что попадало на перо – обрекалось на бессмертие! В результате мимолетной экскурсии в Бахчисарай появился «Бахчисарайский фонтан», поэтический шедевр, благодаря которому о Бахчисарае узнала вся читающая публика.
Интересно, что примерно в то же время тут бывали и другие известные поэты той золотой эпохи русской поэзии – Вяземский, Жуковский, Грибоедов, поляк Мицкевич. И для них встреча с Бахчисараем не прошла бесследно – тот же Мицкевич отобразил свои переживания в прекрасных «Крымских сонетах».
Однако Бахчисарай к тому времени уже весь и целиком принадлежал Пушкину!
Памятники памяти
Потому не удивляет, что над тесной главной площадью Старого Бахчисарая высится памятник великому русскому поэту. На высоком постаменте. Во весь рост. Рукотворный.
А есть еще один небольшой бюст вдохновенного певца «Бахчисарайского фонтана». Где? Да у самого фонтана, где же еще!
Фонтан слез – монумент Любви в ее земной быстротечности и внеземной нетленности (во многом по версии Поэта) – главная святыня дворца и основной аргумент посещения Крыма для многих, приезжающих сюда из самых разных концов мира. Хотя не исключаю, что на того, кто попадает сюда случайно, в рамках какого-нибудь типового тура, он, скорее всего, не произведет особого впечатления. Как и сам дворец ханов Гиреев.
Действительно, в своем нынешнем виде Бахчисарайский дворец, сильно пострадавший от разрушений и еще сильнее от реставраций, производит впечатление скорее большой загородной усадьбы, нежели ставки самодержавного правителя, веками напрягавшего Русь. Это не то, что было когда-то.
Построенный под впечатлением от стамбульского Топкапы в XVI веке ханом Сахиб-Гиреем (наследником Менгли-Гирея), он воплощал в себе хорошо разработанную зодчими мусульманского Востока идею райского сада на земле. Отсюда – обилие цветов (реальных и в орнаментах), деревьев, поющих птиц, открытых «киосков», галерей и журчащих фонтанов. И некоторая невразумительность той архитектурной целостности, к которой привыкли на Западе.
Но основная часть посетителей приезжает в Бахчисарай подготовленной к встрече с дворцом и Фонтаном. Подготовленных самим Пушкиным.
Ищите женщину!
Поэтичное очарование всей этой истории прибавляет участие в ней нескольких очаровательных женщин.
Сам Пушкин был изначально возбужден преданием, которое услышал еще до ссылки – от Софьи Потоцкой. В ней, кстати, некоторые пушкинисты видят «утаенную любовь» нашего любвеобильного поэта. Правда, со днями пребывания в Крыму связано страстное увлечение поэта другой кандидаткой на ту же самую таинственную роль – Марией Раевской, для которой (и благодаря которой!), по словам свидетелей, и был написан «Бахчисарайский фонтан».
Но, пожалуй, самой романтичной особой, является героиня самой поэмы – Мария, имеющая свой реальный прототип. Диляра-Бикеч, то ли славянка, то ли грузинка, попавшая сначала в плен и в гарем хана, а потом сама пленившая одного из Гиреев, покоится в красивом мавзолее на задворках дворца.
Ныне его охватывает военное кладбище (свидетельство истории совсем иной), да и сам он, по крайней мере во время моего пребывания в Бахчисарае, не выглядел местом паломничества. Наверное, немаловажной причиной явилось то, что наиболее знаковая и поэтичная его часть давно перенесена от стен тюрбе в специальный зал дворца.
Памятник безутешной любви и воплощенной памяти, знаменитый Фонтан слез – Сельсебиль (созданный в 1764 году архитектором-философом Омером), длит свой нескончаемый плач в Фонтанном зале дворца. Именно сюда и приходят те, кто желает поклониться «прекрасной княжне» и ее вдохновенным певцам…
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

