Чокан Валиханов умер 10 апреля 1865 года, у подножия Алтынэмельского хребта, в ауле своего новоприобретенного родственника, на сестре которого женился незадолго до того – султана Тезека. Умер на пороге своего 30-летия, на самой границе двух империй, сыгравших важную роль в его славе – Российской и Цинской.
С Тамгалы, самым известным собранием петроглифов в Семиречье, нельзя общаться толпой и в толпе: идеально делать это один на один, только так может состояться сакральный диалог с Вечностью. Однако после того как культовый комплекс стал памятником ЮНЕСКО и объектом повышенного внимания массового коммерческого туризма такое стало тут практически невозможным.
Таиланд манит туристов со всего мира своими чистыми пляжами, дешевыми морепродуктами и порочными развлечениями. Так что даже большинству сетевых корифеев тамошнего отдыха невдомек, что наряду с их привычным Таиландом совсем рядом может находиться совсем иной Таиланд, такой о котором они даже и не задумываются (что может только порадовать любого истинного путешественника!).
Про дервишей, «странствующих суфиев», толпы которых являли собой характерный элемент туркестанской экзотики (в том числе и на юге современного Казахстана) я как-то рассказывал. И тут, наверное, будет уместно задержать внимание на вопросе, а что, собственно, это такое – суфизм, в чем суть всего этого непростого явления? Чего добивались и к чему стремились истинные суфии? Вряд ли ведь смысл многовекового существования экстравагантного течения в исламе сводился к тому, чтобы, обрядившись в живописное рванье и пугая криками встречную публику, зарабатывать себе на пропитание и опий.
В северо-восточной части Внутреннего города исторической части Пекина, на тихой и патриархальной улочке, находится редко посещаемый западными туристами храм Кунмяо. Несмотря на то, что ныне там располагается музей, сами китайцы приходят туда как в кумирню, приводя своих отроков, простираясь ниц перед алтарем и оставляя нехитрые подношения на специальном престолике.
Общественность отметила вековой юбилей Алии Молдагуловой. Применительно к жизни, варварски оборванной на пороге 20-летия, это «столетие» звучит как-то нескладно. Но это если судить обывательски. А если оценить общечеловечески, то эта маленькая девушка со стальным стержнем, хотя и прожила столь непоправимо мало, успела обрести полноценное бессмертие.
Едва ли не большая часть посетителей до сих пор приезжает в Индию именно за ее штатными чудесами. Если, конечно они отправляются не в Гоа с откровенной целью потусоваться в интернациональной атмосфере и пляжно отдохнуть у моря. Массовые туристы, заряженные соблазнительными селфи трэвел-блогеров и глубокими знаниями, почерпнутыми из сетей, приезжают «за чудесами» и зачастую испытывают… резонное разочарование. Сталкиваясь с неприкрыто лукавым и потребительским отношением всех местных «чудотворцев» и помогальщиков, чаяния которых направлены лишь на опорожнение интуристских кошельков.