Превышение скорости — самое распространённое транспортное административное правонарушение в Казахстане. Доля таких фактов в общем количестве правонарушений составляет 48,3% за январь-ноябрь 2023 года. Второе место в этом антирейтинге занимает игнорирование водителем дорожных знаков и разметки: 21,7%. Такую статистику приводит Finprom.
Всего за неполный прошлый год число административных правонарушений на транспорте увеличилось на 21,4% в годовом выражении: за январь–ноябрь дорожные службы зарегистрировали 8,2 млн правонарушений. Аналитики отмечают, что если брать статистику 2017-2022 годов, то эта цифра в 2023-м увеличилась в 2,9 раза. Связано это, во-первых, с тем, что на 13,2% увеличилось количество легковых автомобилей в Казахстане. Во-вторых, больше фактов несоблюдения ПДД стали фиксировать в автоматическом режиме с помощью систем видеонаблюдения. Так, количество случаев превышения разрешённой скорости за 2022 год в сравнении с 2017-м выросло в 9 раз - с 344 тыс. до 3,1 млн.
За январь–ноябрь 2023 года в поле зрения камер «Сергек» и радаров дорожных полицейских попали 3,9 млн автомобилей, превысивших разрешённую скорость (плюс 35,2% к аналогичному периоду). При этом большую часть таких нарушений допустили водители машин, чей спидометр показал минимальное превышение на 10–20 км/ч.
В нынешнем году таких нарушений, возможно, будет зафиксировано еще больше - в крупных городах внедряют пилотный проект, который позволяет с помощью камер фиксировать не только превышение скорости, но и несоблюдение требования пропускать пешеходов на «зебре», а также непристегнутый ремень безопасности и использование водителем мобильного телефона во время движения.
За счет штрафов водителей государственная казна пополнилась за 11 месяцев 2023 года на 74,2 млрд тенге.
К слову, не забывают полицейские и о пешеходах. Так, за последний год количество нарушений ПДД со стороны пешеходов, велосипедистов, водителей самокатов выросло на 13,3%, а сумма штрафов при этом увеличилась на 34,8%, до 1,7 млрд тг.
Интересный факт: Finprom напоминает, что камеры видеофиксации правонарушений на дорогах были внедрены для уменьшения количества ДТП и смертности. Однако фактически камеры собирают в бюджет больше штрафов, но количество аварий не уменьшилось. Так, в 2018 году произошло 15,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 2,1 тыс. человек. За 2023 же год ДТП было немного больше (15,9 тыс. случаев), а численность погибших составила уже 2,5 тыс. граждан. При этом, по официальным данным, половина всех смертельных ДТП происходит на загородных трассах.
Самое распространённое дорожно-транспортное происшествие — наезд на пешехода.
Фото: Freepik