Шлепки детей отрицательно повлияли на их когнитивные функции | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Шлепки детей отрицательно повлияли на их когнитивные функции

764
2 минуты
Шлепки детей отрицательно повлияли на их когнитивные функции

Американские психологи и социологи выяснили, что даже нечастое шлепанье ребенка может отразиться на его когнитивном развитии. Об исследовании, опубликованном в журнале Child Abuse & Neglect, рассказывает Naked-science.

Вопрос физического наказания детей нередко поднимается в обществе, поскольку мнения у психологов разнятся. Эксперты сайта Psychologies утверждают, что исследований долгосрочных последствий шлепков (не битья, а именно шлепков!) проведено уже более сотни, в рамках которых изучено около 200 тысяч детей. Все они приводят к одному выводу: позитивного влияния на поведение детей шлепки не оказывают однозначно. А что с когнитивным развитием? Исследований функций, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира человеком (память, гнозис, речь, праксис и интеллект), проводилось гораздо меньше. Поэтому профессор социологии Джихе Кан (Jeehye Kang) и профессор психологии Кристина Родригес (Christina Rodriguez) из Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США) взялись этот пробел устранить.

Чтобы выявить влияние шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций — ингибиторный контроль, когнитивную гибкость и рабочую память, — исследователи рассмотрели примерно 12 800 детей пяти-шести лет. К слову, ингибиторный контроль - это способность человека контролировать импульсивные (или автоматические) реакции и генерировать ответы с помощью внимания и рассуждения. Эта когнитивная способность останавливает неуместное поведение и автоматические реакции, меняя их на более обоснованные и адаптированные к ситуации. Так вот, для ее оценки ученые использовали опросы воспитателей. Кроме того, о том, шлепали детей за последнюю неделю или нет, сообщили их близкие, преимущественно матери.

О развитии когнитивной гибкости — способности быстро переключаться между задачами — судили по результатам теста на сортировку детьми карточек. Рабочую память оценивали с помощью заданий из теста на когнитивные функции Вудкока—Джонсона, в которых детей просили повторять последовательности чисел в обратном порядке.

В итоге ученые установили, что шлепанье пятилетних детей напрямую коррелировало с более низким уровнем ингибиторного контроля и когнитивной гибкости у них в шестилетнем возрасте. Эта связь прослеживалась даже при редком применении наказания.

Также, по данным исследования, шлепки оказались одинаково вредны для когнитивного развития детей вне зависимости от их демографических (пол, этническая принадлежность) и семейных условий (уровень родительского тепла).

При этом авторы отмечают, что у работы есть и ограничения. В частности, при анализе не учитывали ненаблюдаемые сопутствующие факторы, например уровень насилия в сообществе, которые влияют как на вероятность наказания детей шлепками, так и на их когнитивное развитие.

К слову, согласно Национальному докладу «Казахстанские семьи-2022», в стране 84,8% респондентов относятся отрицательно к физическим наказаниям детей, 7,7% – нейтрально, 0,6% – положительно и 0,7% респондентов затруднились с ответом. А вот в соседней России цифры немного отличаются. Там, согласно опросу ВЦИОМ за 2022 год, 76% предпочитают воспитывать детей с помощью слов. В применении шлепков и подзатыльников признались 13% опрошенных, и только 7% участников заявили, что наказывают детей ремнем.

Фото: Pinterest

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также