Разрешено, но с жесткими ограничениями: как религии относятся к искусственному зачатию | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Разрешено, но с жесткими ограничениями: как религии относятся к искусственному зачатию

3273
10 минут
Разрешено, но с жесткими ограничениями: как религии относятся к искусственному зачатию

25 июля – всемирный день вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В этот день в 1978 году был рождён первый в мире ребенок, зачатый с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Несмотря на то, что с тех пор прошло 46 лет, споры об этической стороне различных методов до сих пор ведутся. В чем именно проблема с точки зрения религий и нравственных соображений?

Сегодня возможность оплодотворения яйцеклетки человека вне тела матери отмечается как победа медицины, помогающей миллионам семей решить проблемы бесплодия.

Первым ребенком, зачатым с помощью, ЭКО стала Луиза Браун. Ее мама на протяжении девяти лет не могла забеременеть. По словам Лесли Браун, сильное желание иметь ребенка подтолкнуло ее к участию в эксперименте по искусственному зачатию, проводимом в 1976 году. Вместе с ней в нем участвовало несколько женщин, но Браун забеременела и родила первой.

Первый ребенок в Казахстане при помощи ЭКО родился в 1996 году. Родившаяся в 1997 году так же, при помощи ЭКО, Алеся Шин, уже стала мамой. И произошло это естественным путем, без помощи ВРТ

Сегодня более восьми миллионов людей в мире рождены при помощи ЭКО. Методы вспомогательных репродуктивных технологий пользуются все большим спросом, так как, по данным ВОЗ, каждый шестой человек в мире страдает бесплодием. В Казахстане благодаря квотам многие семьи получили шанс стать родителями. Каждый день в нашей стране рождается 10 детей с помощью программы ЭКО.

Фото 1_pixabay.com.jpg

Но по сей день идут споры об этических последствиях такого вмешательства в организм. В первую очередь подобные вопросы волнуют людей, принадлежащих к различным религиозным конфессиям.

Католики против

Католическая церковь учит, что «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребенка быть зачатым и произведенным на свет в браке и в результате этого брака».

В исламе считается, что искусственное оплодотворение не нарушает норм шариата. Правда, при условии соблюдения определенной нормы: необходимо использовать семя мужа и яйцеклетку супруги. Использование биологического материала других доноров запрещено.

Нельзя сказать, что христиане различных конфессий по-разному относятся к ЭКО. В их взглядах прослеживается единый взгляд сквозь призму христианской этики, в основе которой лежит одно учение. Но все же разрешительный, или, даже лучше сказать, запретительный характер разные. Если католическая церковь не допускает применения экстракорпорального оплодотворения, то у других конфессий нет твердого запрета. Однако есть четкие ограничения, которые соотносятся с нормами христианской морали. Это не просто позиция, это ограничительные рекомендации согласно учению.Фото 2_pixabay.com.png

В православном христианстве не все так однозначно, как в случае с решением католиков. Так, православие не запрещает ЭКО, но требований к допустимым манипуляциям с этической точки зрения при этом гораздо больше, чем в исламе.

Православная антропология, основываясь на Священном Писании и святоотеческом предании, утверждает, что личность человека появляется с момента зачатия человека. Поэтому любые манипуляции с эмбрионами, намеренно приводящие к их гибели, являются убийством.

Соответственно, экстракорпоральное оплодотворение может быть нравственно оправданным и допустимым методом терапии бесплодия для православного христианина, если не происходит убийства эмбрионов и не нарушается связь супругов «в единой плоти» даже на уровне половых клеток.

Основной нравственный посыл церкви заключается в том, что решение проблемы бесплодия не может стоить уничтожения неродившихся эмбрионов. В свою очередь, это возможно, когда после процедуры ЭКО остаются невостребованные супругами эмбрионы, отправляемые либо на хранение, либо на утилизацию.

Фото 3_pixabay.com.jpg

Сложный вопрос

Вопросы православной традиции регулирует официальный документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Над документом работали не только пастыри и богословы. К участию в разработке привлекались и врачи, и генетики, и специалисты в области биотехнологий, известные во всем мире. Конечно, этот документ – пастырский и богословский, а не юридический, не политический и не медицинский.

В случае неизлечимого обычными способами бесплодия пастырские рекомендации включают как смиренное восприятие бесчадия в качестве особого жизненного призвания, так и возможность усыновления ребенка.

Согласно Концепции, заготовление, консервация и разрушение «избыточных» эмбрионов является тяжким грехом. Этически допустимым церковь считает ЭКО, соответствующее ряду предписаний:

·       допускается создание и имплантация только такого количества эмбрионов, которое соответствует необходимому для одного зачатия. То есть, если семья готова к тому, что женщина будет вынашивать и рожать сразу двоих или троих детей в случае, если все эмбрионы приживутся, то такое количество эмбрионов допускается. При этом не допустима практика, предполагающая уничтожение эмбрионов;

·       не допускается использование донорской спермы и яйцеклетки.

Впрочем, несмотря на весьма конкретные ограничения, споры и дискуссии в лоне православной церкви продолжаются по сей день и четкого единого мнения до сих пор нет. К примеру, на стадии рассмотрения в настоящее время находится проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения».

Его рассматривает специально созданная комиссия по биоэтике. В нее входят не только ученые-богословы, философы, но в большинстве своем ученые медики и биологи, состоящие в священном сане. Среди них - известные профессора, кандидаты медицинских и биологических наук, принадлежащие к православной конфессии – список достаточно внушительный.

В проекте документа по-прежнему недопустимыми значатся избыточное получение эмбрионов, их заморозка, умерщвление «лишних» плодов, а также предварительная генетическая диагностика, выявляющая хромосомные отклонения у эмбрионов.

«Ничего не происходит без Господа»

Полина Дудченко, педиатр, неонатолог, супруга священника, мать четверых детей, в онлайн-дискуссии по проекту документа сделала ряд замечаний:

«Про ЭКО я не могу высказаться однозначно, не могу сказать, что вижу большой процент патологий. Однажды я спросила отца Михаила Бойко, как относиться к проведению реанимации. И он ответил, что, если не будет воли Господней, не удастся ни одна реанимация. Если переложить это на ЭКО, то я скажу то же самое. Вопрос в принятии того, что посылается Богом и веру в то, что без Господа не происходит ничего.

Дети ЭКО лишены, возможно, чего-то сокровенного, моментов, когда они втайне двигались по трубам, и мы не знаем, что происходит в эти моменты. С такой же позиции можно рассматривать и кесарево: это неестественный путь, но он дает возможность выжить ребенку и женщине. Да, эти дети имеют ряд незначительных отличий, но ведь все в руках Божьих. После ЭКО ряд женщин смогли забеременеть самостоятельно. Это как трактовать?»

Как же быть?

Как правило, в практике ЭКО часто применяется выращивание нескольких эмбрионов. У родителей есть ограниченный выбор, что делать впоследствии с лишними эмбрионами. Так, они могут хранить их в специальном банке, утилизировать, отдать на научные цели или другой паре, которая не может получить собственные эмбрионы.

Но, как видим, это недопустимо в христианской практике. И это в случае, если вы все-таки решились на ЭКО, нужно обязательно обсудить эти моменты с доктором. Так же необходимо, настаивает Православная Церковь, обсудить вопрос со своим духовным наставником, который знает проблемы семьи и поможет выбрать правильное решение. Тонкостей в этом вопросе множество. Они касаются и деликатных вопросов, в том числе это относится и к сбору биологического материала от мужчины, допустимого только в рамках, опять же, христианской этики.

Но существуют ли при этом допустимые методы экстракорпорального оплодотворения? Да, есть варианты ЭКО, которые христиане считают более этически приемлемыми, например:

·       создание и имплантация только такого количества эмбрионов, которое они готовы вынести;

·       избегание практики, предполагающей уничтожение эмбрионов;

·       не использовать доноров спермы или яйцеклеток для сохранения целостности супружеских уз.

Как правило, выбирается процедура ЭКО в естественном цикле, которая максимально комфортна для организма женщины, так как не требует предварительной стимуляции яичников для проведения искусственного оплодотворения. Также – одиночный перенос эмбриона. При проведении этой процедуры не используются гормональные препараты. Правда, и успешный итог здесь зависит во многом от различных факторов, основной из которых – возраст будущей мамы.

При этом методе, чтобы наступила долгожданная беременность, достаточно наличие одной зрелой яйцеклетки. Однако здесь у эмбриологов стоит сложная задача в связи с отсутствием достаточного выбора биоматериала. Считается, что эффективность подхода значительно ниже аналогичной процедуры со стимуляцией, но этот метод более щадящий для женского здоровья.

В принципе, даже при проведении ЭКО без оглядки на этические факторы вероятность наступления беременности в одном цикле ЭКО составляет порядка 50%. Шансы на успех второй-третьей попытки выше примерно на 8%, но после четвертой-пятой неудачи они снижаются до 15%. У женщин в 37-39 лет такая вероятность снижается до 35%; в 40 лет – до 20%; в 42-44 года – ниже 10%.

Мнение священника

Казахстанский православный приход в комиссии по биоэтике представляет викарий Астанайской епархии Геннадий, епископ Каскеленский. Он выразил свою точку зрения:

Фото 4_Епископ Геннадий_АПН.jpg

«В настоящее время человечество переживает период интенсивного развития вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и, в частности, методов ЭКО. Эти процессы во многом обусловлены логикой товарно-денежных отношений в медицине, сопровождаются навязчивой пропагандой и стремлением расширить рынок «услуг размножения».

Существуют обоснованные опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение приведет к дальнейшей девальвации семейных ценностей и тотальному разрушению всей совокупности семейно-брачных отношений. 

В связи с этим Церковь напоминает о святости супружества и семьи: «…человек прилепится к жене своей и будет двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5: 31,32).

Рождение ребенка – не механический процесс. Оно осуществляется в семье и обусловлено множеством факторов, связанных с личностными особенностями двух людей, находящихся в самой тесной духовной и телесной близости и участвующих в возникновении новой жизни. 

Однако, к ВРТ очень часто прибегают семейные пары, в течение долгих лет страдающие бесплодием. Безусловно, бездетность сказывается на благополучии семей и иногда становится причиной разводов.  В странах канонической ответственности Русской Православной Церкви растет количество тех, кто обращается к методу ЭКО. В связи с этим позиция Церкви по отношению к ЭКО должна быть выражена определенно.

В настоящее время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отношение по вопросу допустимости ЭКО формулируется следующим образом. С одной стороны, «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными».

С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».

Учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода «Основ социальной концепции», требуется уточнить основные принципы отношения Русской Православной Церкви к рассматриваемой проблеме», – заключил епископ Геннадий.

P.S. Мы взяли комментарий у репродуктолога, кандидата медицинских наук Тамары Джусубалиевой. Она является основателем первой лаборатории ЭКО в Казахстане. Именно она добилась лицензирования метода экстракорпорального оплодотворения у нас в стране и открыла первую лабораторию в ВРТ на территории Казахстана в 1995 году:

«Сегодня мы имеем возможность проводить процедуру ЭКО в соответствии с самыми высокими мировыми стандартами. И предоставляем пациентам большой выбор методов в достижении цели. Наши методы позволяют соответствовать высоким этическим требованиям. Сегодня мы всем пациентам пересаживаем один эмбрион, необходимый для развития плода. Все остальное можно, конечно, обсудить на консультации, мы учитываем все пожелания людей. За прошедшие почти 30 лет благодаря IRM CLINIC на свет появились более 30 000 детей. К нам приходят семьи разных национальностей и вероисповеданий. В 1996 году мы даже получили письма от мусульман и православной церкви, одобряющих нашу деятельность». 

В письме архиепископа Алматинского и Семипалатинского – Алексия. которое предоставила клиника,  есть следующие строки: «Выражаю не робкую надежду, а твердую уверенность, что, используя положительный опыт, накопленный в этой области мировой медицинской практикой, сотрудники Вашего Центра достойны и нравственно ответственно будут оказывать помощь нашим соотечественникам».

Фото: АПН, pixabay

Скачивайте мобильное приложение АПН и читайте наши новости в своем смартфоне!

Доступно в Google Play

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также