На площадках заводов Hyundai Trans Almaty (производство коммерческой техники) и Hyundai Trans Kazakhstan состоялось заседание рабочей группы, рассматривающей петицию по вопросам отмены утильсбора.
Напомним, размер налога в среднем составляет для автомобилей с объемом двигателя порядка 2,5 литра около 900 тысяч тенге. Больше объем – выше плата, чтобы зарегистрировать машину.
Влияет ли этот налог на стоимость продуктов питания, рассказал вице-министр промышленности и строительства РК Олжас Сапарбеков. Именно об этом говорят в своей петиции активисты движения «Нет утильсбору».
«Порядка 80% сельхозтехники производится в Казахстане. Отечественное производство не предусматривает в своей стоимости утильсбор. На те сегменты, которые мы в сельхозтехнике не закрываем в стране, утильсбор не распространяется – сюда входит техника, убирающая рис, свеклу, кукурузу и так далее. Тезис о том, что утильсбор влияет на стоимость продуктов, не соответствует действительности», - подчеркнул Сапарбеков.
По его словам, за счет средств утилизационного платежа с 2017 по 2023 год было обновлено порядка 5000 единиц сельхозтехники.
Кроме того, планируется, что за счет средств утильсбора будут обновлять парк чрезвычайных ведомств, в частности, пожарных. Соответствующие обсуждения ведутся в правительстве республики.
«На дорожную технику тоже нет утильсбора. Из-за этого многие бренды, которые хотят зайти в Казахстан, говорят: «Защитите сначала рынок», – добавил заместитель председателя Комитета промышленности министерства промышленности и строительства республики Казахстан Шынгыс Суюнбаев.
Утильсбор идет на автобусы и борьбу с мусором
Как рассказал вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев, на что идет утилизационный платеж, отражено в статье 388 Экологического кодекса РК.
«В экологическом кодексе есть 14 направлений, куда должны расходоваться все средства утильплатежа. Эти 14 направлений связаны с улучшением состояния окружающей среды. Туда также входит поддержка автомобилестроения, автопрома,закуп автобусов, сельскохозяйственной техники», - отметил Алиев.
АПН нашел в тексте закона от 2023 года 15 направлений. Причем 15-ое звучит так: «Финансирование организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которой прямо или косвенно принадлежит государству и (или) национальному управляющему холдингу, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан».
Из 14-ти оставшихся большинство пунктов связаны с утилизацией и переработкой твердых бытовых отходов. Есть также пункт о том, что сумму утильсбора возвращают производителям и импортерам социально значимых продовольственных товаров – по словам вице-министра, к ним относится, кстати, и «Кока-Кола». Кроме того, средства утильсбора должны идти на стимулирование производства экологически чистых автомобилей и развитие сети электрозаправочных станций.
На что конкретно направили средства утильплатежа, например, в первом квартале 2024 года, Алиев не уточнил.
«На начало 2024 года остаток был 274 миллиарда тенге, на сегодняшний день вход составляет 407 миллиардов тенге. Расход составил на сегодняшний день 575 миллиардов тенге», - отметил вице-министр.
Средства утильсбора аккумулируются в АО "Жасыл Даму", 100% акций которого принадлежат государству.
«На начало года есть поручение главы государства, что основная цель, куда пойдут средства «Жасыл Даму» - регулирование твердых бытовых отходов. На эти цели зарезервировано около 200 миллиардов тенге», - заключил Алиев.