
Православный Великий пост близится к завершению: идет шестая неделя, которая также зовется Седмицей Ваий (или ветвей) – потому что завершается праздником Входа Господня в Иерусалим. В народе этот день известен как Вербное воскресенье, и по традиции верующие приносят домой освященные ветки вербы.
Согласно евангельскому сюжету, в Иерусалиме Иисуса Христа люди встречали с ветвями пальмы. В более северных странах пальмы заменила верба: это растение издавна символизируют чистоту и благочестие, да и почки на ней набухают раньше, чем на других деревьях.
Освящение ветвей вербы обычно происходит в субботу накануне праздника во время Всенощного бдения – в 2025 году это будет 12 апреля. Прочитав Евангелие, священники совершают каждение фимиамом и окропляют ветви святой воды.
Но если вы не успели освятить вербу в субботу, то сделать это можно и в день праздника (13 апреля в этом году). Освящение веточек происходит после литургии.
Почему принято освящать ветки вербы? Как объясняет протоиерей Дионисий Свечников, на самом деле освящаются все-таки не ветки, а благословляются те, кто принес их в храм:
«В церковном календаре так называемое Вербное воскресенье именуется Неделей Ваий, то есть, Пальмовым воскресеньем. Вайи – это орган папоротниковых и пальмовых растений, похожий на листья. То есть то, что обычно в обиходе именуется пальмовыми листьями и есть вайи. В церковном же обиходе вайями именуются пальмовые ветви, о которых уже было сказано выше. Во время богослужения же никакого освящения верб или даже пальмовых ветвей не происходит. Устав предписывает священнику, крестообразно покадив (окурив ладаном) предложенные пальмовые или иные ветви, произнести молитву, в которой нет ни единого слова об освящении или благословении верб, но смысл которой сводится к словам: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».
Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение в, первую очередь, людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих ветвей. Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику. Практика эта отражена в богослужебных книгах и без окропления святой водой сейчас благословение верб не обходится. Видимо, это действие и вносит восприятие благословения людей через читаемую священником молитву как некого освящения верб. Тем не менее, эта традиция окропления святой водой ни в коем случае не отменяет самой сути благословения людей, в подражании древним жителям Иерусалима пришедших приветствовать Христа ветвями деревьев».
Ранее АПН подробно рассказывало, что делать со старыми (например, прошлогодними) ветвями вербы – их можно сжечь или пустить по реке.