В поисках вдохновения. Сакральные места Казахстана | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

В поисках вдохновения. Сакральные места Казахстана

1038
6 минут
В поисках вдохновения. Сакральные места Казахстана
Наталья Овчинникова

Часть этих мест известна поклонникам внутреннего туризма, хотя не все из них раскручены как популярные туристические направления. А между тем в этих местах человек ощущает необычное энергетическое воздействие на все живое. Сегодня мы предлагаем вспомнить несколько мест, куда люди едут за вдохновением, очищением, с желанием немного очиститься от будничной суеты.


Подземная мечеть Шакпар-ата

Этот удивительный архитектурный памятник находится в северо-восточной части полуострова Тюб-Караган Мангистауской области, в урочище Шиликкудык. Мечеть уникальна, она вырублена в толще скального мыса и имеет весьма нетипичную для исламской архитектуры форму латинского креста. К западному входу ведет высеченная в скале лестница, а своды пещеры поддерживают массивные колонны.

Краеведы предполагают, что некогда это была обычная пещера, в которой люди жили еще во времена палеолита. Вероятно, когда-то на стенах были даже рисунки. Позже, в период распространения ислама, пещеру расширили, а стены украсили росписью и символами. Особо выделяется суфийское стихотворение, благодаря которому удалось датировать памятник. По мнению казахстанского ученого Алана Медоева, нынешний вид комплекс Шакпак-ата обрел в 9-10 веках.

news6093.jpg

Название мечети овеяно легендами. Согласно первой из них, давным-давно здесь жил могучий воин-великан. Его называли Шакпар-ата, что означает Старец-кремень, потому что даже в преклонном возрасте он не потерял своей силы. По другому преданию, Шакпак-ата был святой-врачеватель. Со всех окрестных мест приходили к нему паломники за исцелением души и тела. Прошли века, старца не стало, но люди до сих пор приезжают к мечети, чтобы сила древнего врачевателя помогла им.

Казыгурт

Этот горный кряж растянулся на 20 километров к югу от Шымкента. Наивысшая его точка составляет около 1 900 метров над уровнем моря. Гора может показаться совсем небольшой, но значимость ее в духовном мире Казахстана велика. По легенде именно к Казыгурту причалил Ноев ковчег, в связи с чем люди стали называть эту местность Кеме-Калган – место Ноева ковчега.

Миф утверждает, что в те времена Казыгурт был выше всех земных гор, поэтому остался незатопленным. В качестве подкрепления версии указывается форма вершины: дескать, причаливая, корабль врезался в гору и образовалась впадина. Интересно, что по своим размерам в длину и ширину она полностью соответствует размерам ковчега Ноя, описанным в Ветхом Завете.

news6094.jpg

Некоторые исследователи связывают гору с пророком Заратустрой. На ее склоне камнями выложен огромный крест. Вокруг него из таких же валунов созданы две окружности. По мнению ученых, это ритуальные сооружения последователей жреца, которые основали здесь крупный центр зороастризма. Как уверяют старожилы, Казыгурт окружают восемь ворот энергетического поля. Поднимаясь, человек переходит от одних к другим и преодолевает духовные испытания. И чем выше, тем сложнее.

Серафимо-Феогностовский Аксайский скит

Это уникальное не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии место находится буквально в часе езды от Алматы, среди первозданной природы Аксайского ущелья.
Обитель основали пятеро иеромонахов, двое из которых — Серафим и Феогност, после Октябрьской революции приняли здесь мученическую смерть.

news6095.jpg

С появлением скита связана удивительная история. Предание гласит, что место для обители монахам указала сама Святая Богородица. В 1913 году братья решили найти для жизни и молитвы уединенное место. Поиски завели их в Аксайское ущелье. На ночевку монахи остановились у подножия горы Кызылжар. Поужинали и стали думать, куда отправиться завтра. И вдруг мужчины увидели на горе яркое сияние, напоминающее образ Божьей Матери.

Утром они осмотрели место, откуда исходило сияние и решили поставить здесь скит. Первоначально он состоял из земляных келий и пещер. Службы совершали в деревянном домике. Несмотря на удаленность, в обитель часто приходили верующие из города. Это не понравилось новой власти, и 11 августа 1921 года явившиеся в скит красноармейцы застрелили братьев. Теперь ежегодно в день гибели Феогноста и Серафима в обители собираются верующие и чтят память новомучеников.

Мавзолей Арыстан-Баба

Этот архитектурный памятник расположен в Туркестанской области в 150 километрах от Шымкента. Арыстан-Баб был учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссауи, а также, согласно легенде, долгожителем и сподвижником пророка Мухаммеда. По преданиям, Арыстан-Баб умер в 12-м веке, тогда же был сооружен и мазар. Он много раз разрушался завоевателями и землетрясениями, но неизменно возводился снова. Нынешний вид сооружение приобрело 1971 году.

news6096.jpg

Тогда из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших здание к аварийному состоянию, мавзолей был снесен и отстроен на средства местного населения. Сооружение имеет нестандартную конструкцию: минареты, откуда традиционно звучит азан, схожи с наблюдательными башнями, а самой яркой чертой является так называемый “портал” — широкая арка, в которой исламская культура переплелась с мотивами европейской и русской архитектуры.

Здесь также есть усыпальница и поминальная мечеть. Важное достоинство мавзолея и шедевр средневекового каллиграфического искусства — старинный рукописный Коран. Многие паломники остаются здесь на ночь – загадывают желание и пребывают наедине с Всевышним. Обязательный ритуал — питье воды из колодца Арыстан-Баба. На вкус она очень соленая, но считается целебной.

Храм Трех Святителей в Каратау

Церковь Трёх Святителей в городе Каратау (Жамбылская область) появилась относительно недавно, в 1989 году, и оттого не имеет многолетней истории. Три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — в православной традиции считаются покровителями города Каратау, который и сам-то был основан в середине 60-х годов прошлого века.

Под храм перестроили обычный одноэтажный жилой дом. Во время разрушительного урагана, когда в Каратау сильно пострадали жилые постройки, промышленные сооружения, повалены деревья и столбы, храм выстоял.

Но примечателен храм другим фактом – здесь мироточила икона, что происходит крайне редко. Икона, называемая «Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа» написана местным художником Виктором Исаевым в 1999 году. Впервые икона «Спас Нерукотворный» замироточила 26 марта 2000 года, во время Страстной недели накануне Пасхи. На лике Иисуса Христа выступили капельки мира — благоухающего вещества.

Летом того года икону привезли в Тараз. Верующие утверждают: тогда, во время молебна, произошло исцеление 9-летней девочки от слепоты.

15 января 2017 года, в канун православного праздника Крещения Господня, драгоценное миро проявилось на иконе «Спас Нерукотворный» во второй раз. Считается, что икона помогает тем, кто страдает болезнями почек, тяжелыми кожными заболеваниями, избавляет от наркотической и алкогольной зависимости.

Сары-Арка

Так называют территорию Центрального Казахстана. Это край великих гор Улытау, удивительных курганов и целых галерей наскальных рисунков древних художников. В Сары-Арке под государственную охрану взято 88 археологических памятников. Среди них — курганы Актасты и Клыш, стоянки Дермен и Донгал, пещера Айдагарлы и другие.

news6097.jpg

Фото Ильи Афанасьева

Сары-Арка считается степью, но здесь есть немало горных вершин. Самой высокой из них является Аксорган. Также по этой территории разбросано множество маленьких озер с чистой, голубой водой. Еще одна достопримечательность этой местности вулканический массив Бектау-Ата. Он появился из-за плавления горных пород в ходе зарождения вулкана, который так и не взорвался.

С названием гор связано множество легенд. Одна из них гласит, что во время войны казахов с джунгарами в этой местности жил святой старец по имени Бектау-Ата. Спасаясь от врагов, он укрылся в одной из пещер. Преследователи не могли найти его и окружили горы. Умирая от жажды, старец взмолился Всевышнему. Тот услышал Бектау-Ата и создал для святого источник пресной воды. Он существует до сих пор и находится в пещере Аулие-тас. У местного населения родник считается святым, а его вода целебной.


Источник -  esquire.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...