Костанай большинства казахстанцев считают одной из сельскохозяйственных центров Казахстана. Когда-то этот город вместе с Акмолинском-Целиноградом был на передовой целинной кампании, и до сих пор стереотип об этом городе, как о целинной столице невероятно живуч. Вместе с тем, этот город может похвастать и интересной историей, и довольно богатым архитектурным наследием.
Костанай раскинулся на правом берегу Тобола. Река отделяет город от его основного спутника Тобыла (в недавнем прошлом – Затобольска). Вдоль реки ведет красивая прогулочная набережная. Вода пригодна для купания, хотя большинство горожан предпочитают выбираться за пределы города.
Здесь же на набережной стоит скульптурная композиция в виде трех колосков. Статусом казахстанской житницы Костанай всячески гордится.
Впрочем, чтобы ощутить атмосферу старого города, надо пройти несколько кварталов от набережной. «Старый город» сосредоточен в основном в районе улиц Алтынсарина, Аль-Фараби и Каирбекова. Здесь сохранилось немало старинных зданий. Вообще, архитектурное наследие рубежа прошлого и позапрошлого веков в Костанае довольно неплохое. Конечно, это не ансамблевая застройка по примеру других городов, сохранивших целые островки исторических кварталов. Однако глядя на другие города, где старинная застройка хищнически уничтожается, понимаешь, что даже единичные сохранившиеся здания – это уже хорошо.
Большинство зданий старого города имеют один неизменный признак. Почти все они построены из красного кирпича. До революции здесь было невиданное множество краснокирпичных заводов: местные породы глины позволяют производить качественный кирпич. Часть дореволюционных кирпичных заводов базировались прямо здесь, в Кустанае, часть красного кирпича завозилась из Челябинска. К слову, оттуда его продолжают завозить и по сей день.
Костанайцы очень ценят свое архитектурное наследие и даже новые частные дома предпочитают возводить именно в купеческо-заводском краснокирпичном стиле. Иногда даже мой опытный глаз путается – где историческое здание, а где новодел. Распознать это не так сложно - надо лишь приглянуться к цвету раствора. В новых домах «прожилки» между кирпичами свежие и белые. А стилистически их порой различить довольно сложно.
Особо Костанай славится пивом. Пожалуй, ни в одном другом крупном казахстанском городе нет такого количества пивных баров, ресторанов и магазинчиков на душу населения. Это опять же объясняется тем, что Костанай и область – край, специализирующийся на выращивании пшеницы, ячменя, хмеля. В одном небольшом квартале может быть 4-5 точек, где продают местное пиво на розлив. И в самом городе, и в области есть множество заводов, производящих алкогольную продукцию, но пиво – в приоритете. Помимо Костаная производством пенных напитков в области славятся еще Рудный и Лисаковск. Более того, старейший пивзавод купца Лореца, работающий здесь с начала прошлого века – особая гордость костанайцев и главная достопримечательность города. Он особо подчеркивает давний статус пивной столицы Казахстана. И как почти все памятники дореволюционной архитектуры он выполнен из кирпича.
Из этого же материала построено и бывшее здание «Народного дома», где сейчас находится управление культуры Костанайской области. В конце XIX века оно принадлежало семье известных виноделов Поклевских-Козелл. Здесь были погреба для оптовой торговли вином, винная лавка и трактир. После введения государственной винной монополии здание уступили в аренду, а потом продали городскому обществу попечения о народной трезвости, которое открыло чайную и общедоступную библиотеку-читальню. А в 1903 году здесь устроили Народный дом, которые в преддверии революции открывались повсеместно. Они были призваны обеспечить доступ рабочего класса к культуре и как-то утихомирить их революционные настроения. Народный дом стал центром досуга: на небольшой сцене на втором этаже играли любительские спектакли, проводились концерты, музыкальные вечера, научно-популярные лекции.
В годы революции 1905-1907 годов дом стал центром митингов и собраний. Здесь прошли первые выборы депутата от Кустаная во вторую Государственную думу. В 1918 году в здании разместился исполком Кустанайского уездного совета, а в апреле 1919-го - штаб крестьянского краснопартизанского восстания. После поражения восстания в доме работала колчаковская следственная комиссия, во дворе расстреливали повстанцев. После установления советской власти в здании располагалось общежитие партшколы, библиотека, коммуна.
Буквально за углом от бывшего «Народного дома» расположен краеведческий музей. Он находится в некогда самом роскошном магазине Костаная - в пассаже купцов Яушевых. Вообще каждое второе старое здание Костаная – наследие этой купеческой династии. Здание пассажа имеет внушительные размеры. В свое время его территории хватило для того, чтобы в годы войны хранить здесь фонды Исторического музея г. Москвы.
Во дворе краеведческого музея имеется достопримечательность, парадоксальная для наших времен. Пожалуй, нигде в Казахстане не осталось столько мемориалов представителям «красной» стороны гражданской войны 1917-1921 годов. Возможно потому, что этот эпизод очень уж кровавый и бесчеловечный, показывающий то, как быстро война расчеловечивает и будит в людях самое низкое, темное и звериное.
Этот мемориал посвящен истории подавления Кустанайского крестьянского восстания. В годы «гражданки» грабежом крестьян славились не только большевики с продразверсткой, но и белые с их карательными отрядами. В марте – апреле 1919 года здесь вспыхнуло восстание, которое охватило значительную часть уезда. Пятого апреля повстанцы сумели выбить белогвардейцев из Костаная. Но уже восьмого апреля направленные на подавление восстания карательные части колчаковцев начали артиллерийский обстрел города.
После ожесточенных боев повстанцы оставили город, и началась кровавая расправа над его жителями. Город был усеян трупами, а вода в Тоболе окрасилась в темно-красный цвет. На этом месте осталась изрешеченная пулями стена – место расстрела повстанцев. Гражданская война сильно прошлась по Костанайской области: в 1919 году власть здесь менялась по нескольку раз в несколько месяцев.
Этот мемориал довольно впечатляющий. Хотя со стороны не так заметен – он словно спрятался в стенах старого города. В этом районе сосредоточена городская архитектурная старина: и дом купца Каргина, и дом промышленника Столя.
Однако главная достопримечательность «старого города» и Костаная в целом – большие городские куранты. Этому атрибуту могут позавидовать жители многих казахстанских городов. Даже алматинские часы на башне Главпочтамта никак не желают работать, сколько бы их не реставрировали и не перезаводили. Костанайские же работают безотказно. Само строение довольно причудливое. Построена башня с курантами в конце 1980-х годов как архитектурная вставка между двумя жилыми зданиями (1960-го и 1970-го гг). Автор проекта – архитектор Иосиф Иосифович Искаков. Может быть, из-за старинных поверий о башенных часах построенную Искаковым не так давно башню стали воспринимать как старинное здание, сравнимое чуть ли не с Биг-Беном. Надо сказать, что местные куранты на этой башне очень органичны. Кажется, что они всегда там стояли. Что ж, прижившийся новодел – лучшая оценка истории.
Другая важная достопримечательность исторического центра – музей Ибрая Алтынсарина. Великий педагог, просветитель и поэт – пожалуй, самый именитый костанаец. Музей создан на месте одной из основанных Алтынсариным школ и имеет подробную экспозицию. Здесь можно увидеть много атрибутики, посвященной жизни Алтынсарина. Это и его личные вещи, и образец класса в одной из основанных Алтынсариным школ. Особое внимание приковывают фотографии, сделанные в последние месяцы жизни Алтынсарина. Лишь в 1880-е годы в Костанае появился фотоаппарат, позволивший запечатлеть великого просветителя. В основном с него писали портреты.
Пожалуй, ни один другой человек в 19 веке не сделал так много для развития образования в Казахстане. Система школ-гимназий-училищ в Костанае и во всем Северо-Западном Казахстане создана усилиями Алтынсарина. Более того, особое внимание Алтынсарин уделял образованию женщин.
По сути, его можно считать феминистом. Именно Алтынсарин настаивал на скорейшей эмансипации и предоставлении женщинам больших прав. Одно можно сказать точно: появлению первых по-европейски образованных казахских женщин мы должны быть благодарны Ибраю Алтынсарину.
В историческом центре расположены старые церковь и мечеть, пережившие лихие времена. Мечеть 1893 года построена на пожертвования купеческой семьи Яушевых. Для своего времени она довольно оригинальна, так как построена в редком для Казахстана стиле мусульманской эклектики. В 1930-е годы здание мечети было передано под клуб. А после войны здесь располагался КТЮЗ (кинотеатр юного зрителя), затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии, которая и располагалась здесь до конца советской власти.
Через несколько кварталов от мечети сохранилась старая церковь святых Константина и Елены. Сегодня в храмовом комплексе есть сразу две церкви. Новая, построенная уже в XXI веке, и старая деревянная, много повидавшая на своем веку.
Небольшая деревянная церковь сегодня пребывает не в лучшем состоянии – все-таки за весь переменчивый ХХ век она не раз находилась на грани сноса. Когда-то здесь располагался госпиталь, а после войны здание вернули верующим. Впервые открылась эта церковь в 1900 году. Сейчас здесь служат, в основном, отпевания. В городской акимат руководство епархии постоянно ходатайствует о присвоении церкви статуса памятника архитектуры. Возможно, тогда процесс восстановления памятника пойдет быстрее.
В пригородах Костаная имеется также несколько объектов для тех, кто хочет совершить паломничество. Это мавзолей на могиле Ибрая Алтынсарина и живописный храм из красного кирпича в селе Боровском, рядом с красивейшими лесом, озерами и источниками.
А для тех, «в ком детство есть» будет интересен музей игрушек. Расположился он в детском развлекательном центре. В нем хранится пять тысяч разнообразных экспонатов, от древних игрушек и до самых современных радиоуправляемых моделей. Здесь имеются и венецианские карнавальные куклы, и русские Куватка, Платочница, и известные всему миру Барби и Кен. По-особенному смотрятся казахстанские сувенирные куклы в красивых национальных костюмах и войлочные юрты.
Также в музее имеется целая коллекция игрушечного транспорта. Это металлические модели машин ручной сборки конца ХIX - начала XX ст., копии первой паровой машины, троллейбуса, паровоза, а также транспорт немецкого производства. Только на фоне аттракционов, игровых автоматов, бассейнов из шариков и аэрохоккея вся эта роскошная коллекция остается почти незаметной.
В общем, приехав в Костанай, многие откроют для себя этот город с неожиданной стороны. Кто-то откроет для себя богатое историческое наследие, кто-то – сакральные духовные места, а для кого-то и вовсе Костанай станет центром гастротуризма. Можно сказать одно: у этого города есть все шансы стать одним из центров туризма в Казахстане.
Источник - voxpopuli.kz