Павлодар – город с особым шармом. Так можно сказать про все города, стоящие на больших реках, но именно в Павлодаре отчетливо видны следы эпох в истории, четко отделяющие одну от другой. От старого купеческого городка через суровый советский промышленный край к современному многоукладному городу. Одно можно сказать точно – Павлодар из тех городов, где не бывает тоскливо.
Как полагается приречному городу, основная его часть располагается на правом берегу. Собственно, города как такового на левобережье нет. Формально территория относится к городу, но это сплошь окраины и поселки, переходящие в город-спутник Аксу (бывший Ермак).
Набережную на правом берегу можно считать главным меридианом города, по уровню которого и определяются его географические объекты. Как говорят, любой алматинец в любом городе мира найдёт «верх» и «низ». В Павлодаре это сделать проще: «верх» и «низ» определяет течение Иртыша.
Оказавшись в Павлодаре, я сразу отправился на набережную Иртыша в район речного вокзала. Свежий речной весенний воздух заряжает особой энергией. Только вот сезон для навигации еще не наступил, и прогулка на речном трамвайчике не состоялась. Обычно она стартует в мае, так как в апреле по Иртышу еще ходят льды. Это же и причина временного, но ощутимого похолодания в городе в этот период. Мне «повезло» попасть в Павлодар именно в сезон шуги.
Пустой причал речного вокзала – идеальная точка начала осмотра города. Здесь же можно полюбоваться одной из сравнительно новых и очень скандальных местных достопримечательностей. Это скульптура русалки. Чего только она не натерпелась за последние пять лет! И вандализм с отколупыванием кусочков облицовки, и переезд с пляжа на речной вокзал, и даже… уменьшение бюста, ибо блюстителям нравов столь большой объем груди показался неприличным. В последние пару лет она относительно спокойно восседает на речном вокзале – месте историческом.
Когда-то здесь кипела бурная жизнь. В XIX веке связь с внешним миром в основном поддерживалась по воде. У причала даже имеется мемориальная табличка с отметкой, что супруги Рерихи сделали здесь остановку, отправляясь по Иртышу в Китай в путешествии по Востоку. Сегодня по Иртышу перевозят мелкие грузы. О промышленном судоходстве речи нет. А речной порт в пригороде работает, в лучшем случае, в четверть силы.
Набережная Иртыша и три-четыре квартала на восток от нее составляют исторический центр Павлодара. Вниз по течению расположен старейший жилой район города. На первый взгляд, это обычный частный сектор с одноэтажными домами вперемешку с современными коттеджами нуворишей. Однако многие из этих старых и часто невзрачных на вид домов таят истории, которых хватило бы не на один роман-эпопею. Например, в этом районе жили два всемирно известных литератора.
Это поэт Павел Васильев и писательница Анастасия Цветаева, сестра великой русской поэтессы Марины Цветаевой. В доме Павла Васильева создан музей, где можно наблюдать, как поэт провел здесь отроческие годы. «Есенин казахской степи» – именно так называли поэта современники и потомки за его максимализм, горячность и особенную привязанность к родным краям. Тема казахской степи занимает особое место в творчестве Васильева. Даже живя в Москве, поэт не раз возвращался в места своего детства: Павлодар, Зайсан, Атбасар и напитывался вдохновением.
Буквально в квартале от дома-музея Павла Васильева расположен дом, где в 1950-е годы жила, а в 1960-70-е часто гостила Анастасия Ивановна Цветаева. В самом доме музей организовать так и не удалось. Зато он имеется в Славянском центре, который располагается в Доме Дружбы.
В единственном в мире музее Анастасии Цветаевой можно увидеть ее фотографии, связанные с городом, и личные предметы – от очков и печатной машинки до икон, которые она самостоятельно обрамляла при помощи фольги из-под шоколада и кефирных крышечек.
Дом, к сожалению, за последние годы был сильно перестроен. Лишь на другой стороне улицы остался похожий дом, который выглядит примерно так, как во времена проживания А. Цветаевой.
В этом же квартале расположена и уникальная церковь, которую можно назвать рукотворным чудом. За долгие годы гонений все старые храмы были уничтожены, а новые не строили. Только в 1943 году было дано разрешение на создание новой православной общины в городе, которая собиралась в обычном частном доме, когда-то принадлежавшем лесничему Рукавишникову. Силами настоятеля храма иерея Николая Попова обычный дом постепенно был перестроен в настоящую церковь.
Из простых железных листов соорудили купола и своды, а из балкона на этаже-мансарде сделали клир. Сегодня кажется, что так было не одно столетие. Между тем все это собрано недавно и поражает: как много может сделать человек, когда он озарен верой в свою миссию и любовью к людям.
Далее путь лежит к сердцу исторического центра города. Окрестности театра драмы имени Чехова и краеведческого музея имени Потанина – скопление образцов старинной павлодарской архитектуры. Здания – ярчайшие образцы купеческой застройки. Вот бывший торговый дом Артемия Дерова.
Прошлому этого дома в музее отдана своеобразная дань – в бывшем рабочем кабинете Дерова воссоздана атмосфера купеческого офиса конца XIX – начала XX веков.
Здесь и восковые фигуры стереотипных купцов славянского и тюркского происхождения, новейший по тем временам кассовый аппарат и даже граммофон, заказанный в Чикаго. По меркам того времени – все равно, что на другой планете.
По диагонали от музея стоит театр имени Чехова. Здание театра образовалось из двух магазинов, принадлежащих купцам Сурикову и Баландину, которые отстроили их в конце позапрошлого века. Строения соединяли ворота из камня, которые можно видеть и сейчас. В отличие от столичных театров, павлодарские работу не прекращают: город избежал попадания в красную зону.
Здесь же – квартал Старый город. Еще один островок купеческой застройки, из которого павлодарские власти сделали мини-сквер архитектуры тех времен.
В целом улицу Астана (бывшую Ленина) можно считать особенной не только для Павлодара, но и для всего Казахстана. Редко в каком городе почти в целости сохранились кварталы исторической застройки.
Не все дома имеют статус охраняемого памятника архитектуры. Как, например, здание бывшей гостиницы «Ливадия». В свое время она была не особо роскошной и останавливались в ней не самые богатые приезжие. Сегодня здание заброшено и выглядит как сирота, не вписавшийся в новое время. А жаль – хорошая реставрация и мини-отель в аутентичном стиле вновь мог бы открыть свои двери для туристов.
По примеру здания напротив – дома купца Рамазанова. В этом доме как раз и открылся аутентичный отель. Но он все-таки имеет охранный статус.
Много исторической застройки осталось и вдоль улиц Сатпаева и Маргулана. По Сатпаева имеется не столь богато представленная сталинская застройка.
А улица Маргулана славна еще несколькими архитектурными строениями. Первая из них – это дом купца Зайцева, ныне – Музей литературы и искусств имени Бухар Жырау. Здание напоминает сказочный теремок – его особенно облюбовали киногруппы.
Вообще, Павлодар – излюбленное место для казахстанских кинематографистов, потому как здесь масса архитектурного наследия, позволяющая воссоздать атмосферу многих дореволюционных городов – от Верного до Оренбурга.
Другая достопримечательность этого района – Ак-Мечеть 1905 года, стоящая недалеко от памятника известному писателю Халижану Бекхожину. Это единственный культовый объект в Павлодаре, переживший советскую власть. Как и многие православные церкви и мусульманские мечети, в ХХ веке он пережил немало испытаний.
Построенная на средства купца Абдулфаттаха Рамазанова, мечеть в 30-е годы была закрыта и стала использоваться, как дом пионеров. Затем здесь была филармония. В каком-то смысле Ак Мечети повезло – здесь не устроили скотобазу, общежитие или склад. В 1989 году мечеть отреставрировали и передали верующим.
В конце ХХ века Ак Мечеть была главной и чуть ли не единственной в Павлодаре, пока в городе не появилась Мечеть Машхур Жусупа. Сегодня она считается главной в городе. Построена в 2001 году и поражает масштабами и необычным стилем. Названа в честь известного казахского поэта, этнографа и философа-мистика Машхур Жусупа Копеева. Поэт был одним из самых почитаемых мыслителей начала ХХ века наряду с Шакаримом и Абаем. При жизни Машхур Жусуп предсказал свою смерть и заранее говорил стихами: «Доживу до 73-х лет, до этого хоть топором отрубите мою голову, но не сможет никто меня убить, после 73-х в золотом замке держите, но не удержите меня». Он первый единственный человек на территории Казахстана, который хоронил себя открыто. Его тело до 1952 года лежало, не претерпев изменений, но по указанию высших партийных органов могила была снесена. Мавзолей над захоронением философа и мечеть в его память внешне похожи друг на друга архитектурой.
А вот православных церквей, переживших советскую власть, в Павлодаре не осталось. Лишь под занавес ХХ века – в 1999 году город вновь обзавёлся большим православным храмом – Благовещенским собором. Сегодня храм из красного кирпича с золотыми куполами возвышается над северной частью набережной Иртыша. Несмотря на молодую историю, храм имеет уникальные особенности: здесь самая длинная среди храмов Казахстана паперть.
Славен храм и другими экспонатами. Одна из них напоминает о временах гонений на религию. В те времена иконы часто использовали в популярных тогда тирах как мишени. В память о безбожных временах икону Богоматери решено было не реставрировать, а оставить в таком виде для будущих поколений.
Другая уникальная достопримечательность – бюст Александра Невского, у которого интересная история. На сегодня это единственный в Казахстане памятник полководцу. К сожалению, до наших дней не дошло имя автора скульптуры. Во время Великой Отечественной войны её сделал один из курсантов Павлодарского летного училища. Тогда советская пропаганда вновь вспомнила об Александре Невском. Начали снимать фильмы, учредили военный орден его имени и продолжили увековечивать имя древнего полководца. После войны памятник украшал двор летного училища, расформированного в середине пятидесятых годов. А потом стоял в коридорах и фойе военной кафедры Павлодарского государственного университета. В середине «нулевых» бюст хотели утилизировать, но преподаватели вуза совместно с представителями церкви и городскими властями решили передать его Благовещенскому храму, где он и находится в наши дни.
В целом Павлодар имеет облик очень космополитичного мультикультурного города с разнообразной архитектурой – от современных офисных строений до купеческого модерна позапрошлого века.
Богатое купеческое прошлое Павлодара оставило серьезный след в истории города. В павлодарцах жива торговая предпринимательская жилка. Это можно видеть по кафе, ресторанчикам, магазинчикам, в бессчетном количестве рассыпанным по центру города и окраинам. Иногда креатив павлодарских стартаперов удивляет. Чего только стоит один барбершоп с брендом в виде Леонида Ильича Брежнева и его бровей.
А еще Павлодар справедливо называют «стальным одеялом» Казахстана. Здесь сосредоточено огромное количество заводов, так или иначе связанных с производством металла: алюминиевый завод, трубопрокатный, завод ферросплавов, расположенный в нескольких километрах в городе-спутнике Аксу. Есть и другие заводы: нефтехимический, картонно-рубероидный, машиностроительный. Слава промышленного региона укрепилась за Павлодаром с советских времен, когда на всю страну гремел угольный разрез «Богатырь». Индустриальные гиганты все еще определяют образ жизни города. Причем в буквальном смысле: если ветер в городе дует с района заводов, то алматинскому смогу павлодарцы могут и позавидовать.
От работы промышленных гигантов зависит благополучие десятков тысяч человек, работающих на этих предприятиях. Тем не менее, Павлодар многоукладен – в городе и области работает немало людей и предприятий, связанных с сельским хозяйством. Малый бизнес тоже неплохо развивается. Даже пандемия прошлась по городу с минимальными последствиями. Впрочем, горожане рассказывали до боли знакомые истории, как рестораны и кальянные продолжали работать с задрапированными окнами и при выключенном свете по предварительному звонку и входу через слово-пароль. Как говорится, каждый выживает как может.
Мне, алматинцу, было и приятно, и грустно смотреть на курсирующие по городу трамваи. Пару лет назад новую их партию закупили в Беларуси. Но по городу еще ездят старые трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода, которые наверняка помнят алматинцы 1990-х.
Павлодар не назовешь очень крупным городом, однако он обладает интересным свойством. Оставаясь не полностью исследованным с культурной, исторической и туристической точки зрения, этот северный город постоянно стимулирует приезжать туда снова и снова. Что я с удовольствием сделаю в следующий раз.
Источник - inbusiness.kz