
4 декабря православные отмечают великий христианский праздник - Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он входит в двенадцать главных православных торжеств и является вторым двунадесятым богородичным праздником церковного года.
Двунадесятыми называются торжества, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы. В канонических Евангелиях события этого праздника не упоминаются, но о нем говорится в Церковном Предании, которое почитается наравне со Священным Писанием.
История праздника
Будущие родители Пресвятой Богородицы - Иоаким и Анна много времени провели в молитвах о рождении ребенка. Они пообещали Господу, что, если у них появится дитя, то они отдадут его на служение Богу. В скором времени их просьба исполнилась, и на свет появилась девочка, которую нарекли Марией.
Когда дочке исполнилось три года, родители решили исполнить данное обещание. Они одели ее в красивые одежды, созвали всех родственников и, распевая священные песни и держа в руках зажженные свечи, выдвинулись из Назарета в Иерусалим. Через три дня они пришли к храму, где их встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.
Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам несмотря на то, что была совсем малышкой. Захария встретил девочку и ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.
Это являлось нарушением Закона благочестия и вызвало у всех находящихся в храме большое удивление. Но никто не знал, что Захария это сделал по внушению свыше – ему явился ангел и открыл тайну о будущем девочки. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме, до тех пока не была обручена с праведным Иосифом.
Когда возник праздник
Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена, жившая в период с 250 по 330 год, построила храм в честь торжества, в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.
Однако, широкое распространение торжество получило лишь в IX веке, когда Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописец написали два канона для богослужения в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Традиции праздника
С этого дня в церквях начиналась подготовка к Рождеству, проводятся торжественные Богослужения с песнопениями катавасии «Христос рождается». После первой утренней литургии начинались шумные и веселые введенские ярмарки, куда свозили на продажу дары осени и запасы на зиму.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы почитался и почитаем женщинами, так как считается, что в этот день им в семейных делах, работе и воспитании детей покровительствует особая сила. Вечером накануне торжества девушки просили Богородицу показать во сне их будущий дом.
Также существует поверье, что на праздник Введения Господь отпускает на землю праведные души, и мертвые могут побыть среди живущих.
Тропарь праздника
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение!
Перевод: Сегодня день проявления к нам милости Божией и обещание спасения людей. Дева сегодня перед всеми входит в храм Божий и возвещает о Христе. Мы ей громко поем: радуйся Ты, исполняющая волю Божию о нашем спасении.
Кондак праздника
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Перевод: Дева – Ты чистейший храм Спасителя, драгоценное священное сокровище славы Божией. Ты сегодня входишь в дом Господень и приводишь с Собою Благодать Пресвятого Духа. Тебя воспевают Ангелы Божии как Небесное жилище Божие.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и чтим Твое вхождение в храм Господень.