Как правильно поклоняться святым мощам. Священники дали ответы и развеяли мифы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Как правильно поклоняться святым мощам. Священники дали ответы и развеяли мифы

3239
4 минуты
Как правильно поклоняться святым мощам. Священники дали ответы и развеяли мифы

28 июля, несмотря на жару и сезон отпусков, люди все равно собрались в алматинском Парке сказаний народов Казахстана на очередную беседу проекта «Разговоры по душам». Встреча была посвящена святым мощам.

На вопросы алматинцев отвечали клирики Казанского собора: его настоятель иерей Георгий Рублинский и иеромонах Исаак Истелюев.

Как отметил отец Георгий, тема мощей всегда интересует прихожан. С одной стороны, люди очень трепетно относятся к мощам, с другой стороны, эта тема многих смущает.

прихожанин Борис

Собравшиеся в парке люди задавали священнослужителям разные вопросы. Например, во всех ли храмах находятся святые мощи.

«Да, в каждом храме есть святые мощи, хотя они не всегда выставлены для поклонения верующим. Но в каждом престоле, там, где совершается божественная литургия, вшиты святые мощи. В некоторых храмах есть мощи, которые выставлены для прихожан, чтобы верующие могли приложиться к ним, – рассказал отец Георгий. – Например, у нас под Казанским собором есть Пещерный храм, в который чудесным образом стеклись множество мощей: из Болгарии и из Египта, из Киево-Печерской лавры и из России. Но хочется подчеркнуть, что главная святыня, которая существует на Земле, – это святое Причастие, выше этого нет ничего.

Можно и нужно прикасаться к святыням, совершать какие-либо паломничества, это полезно, чтобы взволновать в себе молитвенное настроение, чтобы соприкоснуться с историй, но нельзя это делать в отрыве от причастия и от духовной жизни», – добавил священник.


Георгий Рублинский пояснил, что в соответствии с ветхозаветной традицией прикосновение к мертвому телу считается его осквернением.

«Но, принадлежа к новозаветной церкви, мы совершенно иначе относимся к телу. Тело есть храм живущего в нем духа. И предназначение человека – быть домом Божиим.

Если человек в течение своей жизни стал вместилищем божественной благодати, святого духа, то мы знаем, что этот дух никуда не девается. Прикасающийся с верой к святыням человек действительно может получить от Бога какое-то вдохновение, помощь в своей духовной жизни. Но с некоторой оговоркой.

К слову, 28 июля мы отмечаем день святого равноапостольного князя Владимира и День Крещения Руси.


Князь Владимир – бывший язычник. Мы знаем, кем он был до принятия христианства и какое у него было мировоззрение. Часто, к сожалению, в нас, христианах, не всегда происходит перемена языческого отношения к подлинному христианскому, даже в отношении святынь. То есть, мы никогда не должны полагать, что прикасание к святым мощам, к иконам, к церковным святыням – это и есть цель нашей духовной жизни.

Прикасаясь к ним, человек не должен думать, что сейчас я совершу то или иное действие, сделаю все правильно по форме и тогда Святой Дух обязан исполнить то, что я хочу. Но это так не работает. Христианство – прежде всего про изменение образа мыслей, жизни, оно про другое совершенно мировоззрение. И в помощь этому могут послужить христианские святыни. Но они могут быть и во вред, если у нас к ним неправильное отношение», – сказал Георгий Рублинский.

Иеромонах Исаак Истелюев пояснил, что мощи могут быть разными.

«Мощи от слова мощь. Мощами называют не только плоть, но и твердые части тела. Когда происходит обретение мощей, это не значит, что там должна быть только плоть, находят кости этих людей. Отметим, что многие храмы стоят на мученических местах. Они также могут быть и местом погребения», - пояснил священник.

Прихожанин по имени Борис спросил: могут ли мощи святых быть нетленными?


прихожанин Борис

«Свидетельства, конечно, в пользу святости человека, но это совсем не обязательно. Перед тем, как канонизировать человека и причислить его к лику святого, конечно, проводится огромная работа, ищут множество свидетельств его жизни. И канонизируют человека не из-за чуда. То, что мощи бывают нетленными – действительно чудо, но мы призваны в нашей повседневной христианской жизни основываться не на чуде, а на истинной вере в Иисуса Христа. Мы веруем в Спасителя не потому, что он совершал чудеса, а потому, что на нем исполнился закон, потому что он сам в себе совершил те самые изменения, пройдя через страдания, и воскрес.

Святой может не совершать чуда в плане нетленности мощей, но он может прославить своего угодника через другие какие-то обстоятельства, через личные чудеса в жизни людей, которые обращаются к этому святому, просят его заступничества. Через всеобщее почитание людей, потому что к пустому колодцу люди не приходят молиться.


Есть множество святых, чьи мощи не обретены, есть много святых не канонизированных, но мы знаем, что они святы», – ответил Георгий Рублинский.

Следующее мероприятие в Парке сказаний народов Казахстана состоится 11 августа и будет посвящено Трем Спасам! 

В частности, в этот день в Парке пройдет выставка работ известных и молодых художников, которые создали свои картины в уникальном месте - Серафимо-Феогностовской пустыни, ските, расположенном в Аксайском ущелье. Начало – в 11.30.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...