Любовь к божественной премудрости: религиозную философию обсуждали в Алматы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Любовь к божественной премудрости: религиозную философию обсуждали в Алматы

10040
7 минут
Любовь к божественной премудрости: религиозную философию обсуждали в Алматы

Фото автора и АПН

Гостья из Москвы Наталья Ваганова - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихановского гуманитарного университета. Она приехала в Алматы, чтобы принять участие во II международной конференции «Философия религии на Востоке и Западе».

История религии, множество аспектов бытования вероисповедания в обществе, разница и сходство в философии религии Востока и Запада – эти и другие темы стали предметом обсуждения ведущими специалистами богословских и светских гуманитарных наук – представителями вузов РФ, Польской Республики, ФРГ, Франции и Швейцарии.

Непосвященному слушателю язык докладов мог показаться слишком наукообразным, а темы порой далекими от жизни - в соответствии с цитатой из гетевского «Фауста»: «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет!». Но Наталья Анатольевна Ваганова убеждена, что начала философской рефлексии и теологического умозрения всегда отталкиваются от живой жизни. Она с юности задавалась философскими вопросами, которые и привели ее в науку.


Наталья Анатольевна выступила со своим докладом в секции «Религиозные идеи и философия религии в России и русской эмиграции. Социокультурный контекст».

- Между тем заявленная вами тема была посвящена софиологии.

– Мы объединили секции, и в итоге я участвовала в этом объединенном сегменте конференции. Не рассчитывала на то, что мой доклад окажется социокультурным, но организаторам было виднее. Я уже около 20 лет занимаюсь таким направлением в русской религиозной философской мысли, как софиология. Это учение о божественной премудрости. Основатель софиологии – Владимир Соловьев, а самым крупным софиологом русского религиозного философа принято считать богослова, доктора политэкономии протоиерея Сергия Булгакова. Доклад, который я сделала, имеет немного провокационное название – «Религия Софии: пророки и общины».

Корни софиологии надо искать в глубокой древности. Её можно увидеть прямо у основания философии, когда первые греческие мудрецы провозглашали, что есть мудрость божественная, и есть мудрость человеческая. Но в более специальном, узком, в дисциплинарном смысле, софиология – это особенное специфическое направление в русской религиозно-философской мысли последней трети 19-го, первой половине 20 веков.

- Видимо, философов и называют пророками? Кто из них самые известные, крупные?

– Если говорить о самых крупных софиологах, то, конечно, это великий русский философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев. Он писал стихи о вечной женственности, о подруге вечной. Как ученый говорил о философии всеединства, о Софии – премудрости Божьей, которая является таким вот божественным агентом в мире, желающим установить единство всех со всеми, исторического мира с природным миром и твари со своим творцом. Кроме того, к этому направлению относят таких значительных философов, как богослова, религиозного философа, поэта, инженера Павла Флоренского, друга протоиерея Сергия Булгакова.

Отец Сергий Булгаков – крупнейший представитель философской мысли, который попытался даже построить грандиозную философско-богословскую систему софиологии, очень спорную и незавершённую. София, премудрость, всегда в русской мысли привлекала людей, и кроме этих трех крупнейших мыслителей есть еще и другие. Вячеслав Иванович Иванов, поэт, символист и теоретик. Этим направлением я и занимаюсь.

– Тема II международной конференции - «Философия религии на Востоке и Западе». Имеется ли какое-то различие верований в Создателя на Востоке и Западе? Мы можем судить, конечно, по нашему региональному мусульманству, которое отрицает какие-то вещи в христианстве. А в целом, глобально, в чем отличие?

– Мы находимся с вами прямо в центре Евразии, - между Востоком и Западом, - в центре того мира, через который всегда издревле шли пути с востока на запад и с запада на восток. Здесь проходил Великий Шелковый путь – огромное пространство, которое многие-многие путешественники, торговцы и так далее постоянно пересекали. Каждая религия имеет свою специфику, свое учение. Что-то в религиях совпадает, что-то не совпадает.

Есть такие общечеловеческие вещи, как любовь к ближнему, милосердие, справедливость, добро, пожелания всем счастья и блага, осмысление себя в мире – это в религиях совпадает. Разнятся некоторые вероучительные моменты, которые и не должны совпадать. Но если мы говорим о философии, то, как мне кажется, все-таки в философии больше единства, чем в религиях, и меньше различий. Поэтому философия укоренена на природе человеческого сознания. Все люди по природе своей в общем одинаковые, и сознание их устроено одинаково, и работает оно по общим принципам.

Коль скоро философия – это такая область, которая укоренена в человеческой мысли и исследует человеческую мысль, то и философия на Востоке и Западе, мне кажется, в существенном смысле едина. И, кстати сказать, именно благодаря вот этой философской компоненте в любой из таких высоких, общемировых, религий, к которым относятся ислам, христианство, буддизм, именно за счет этой философской компоненты, в составе религиозной и богословской мысли, мы находим общий язык, и даже не то, что находим, a говорим на нем. Говорим свободно и, значит, понимаем друг друга. Это основа для понимания, и это основа для дискуссии, а дискуссии необходима.

– И подобная дискуссия состоялась на конференции в Алматы. И в ней участвовали представители разных стран. Можно было услышать польскую речь, английскую. Участники приехали из ФРГ, Франции и Швейцарии, всех регионов СНГ. Какое на вас впечатление произвели участники?

– Все участники конференции - авторитетные специалисты, авторы многих статей. И я могу назвать лишь некоторых, с кем мы работали в одной секции. В секции, которую я модерировала, выступал Камил Войтович, замечательный молодой человек из Польши. Он студент, и это была его первая международная конференция. Он говорил на русском языке, выступал онлайн. Его доклад был посвящен вопросу о религии в русском марксизме. Это труды Георгия Плеханова и других.

Замечательная Татьяна Владимировна Артемьева. Она занимается русской философией 18 века, ведет большую архивную работу, у нее много публикаций. Рустем Вахитов из Уфы много лет исследует философию евразийства. Филологи Елена Юрьевна Кнорре и Анастасия Георгиевна Гачева представляют Институт мировой литературы имени Горького Российской академии наук. Филологов много участвует в нашей конференции. Философия и филология – родные сестры, их объединяет любовь к слову, любовь к мудрости.

И, кстати, наш организатор – сестра Тереза Оболевич – представительница Польской богословской науки. Она живет в Кракове, является заведующей кафедрой русской византийской философии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове.

Наша конференция и выросла из таких замечательных конференций, посвященных русской философии, которые проходили и проходят в Кракове. Польша – это тоже своего рода пространство между Востоком и Западом. И в этом есть какая-то близость.

– Вы занимаетесь изучением философии и религии. Почему вы в свое время обратились именно к этой сфере человеческих знаний?

– Занимаюсь не столько религией, сколько русской философией и, точнее, даже религиозной философской мыслью. Это вопрос скорее личного субъективного характера. Меня всегда интересовала философия в школе, очень увлекали вопросы бытия, метафизические проблемы. Кто я, зачем я? И так далее. Но это свойственно любому человеку. Так сложилось, что меня интересовала философия и история философской мысли России.

Поэтому я занималась многими вещами, была профессиональным музыкантом (игра на барочной виолончели). Но философия победила. Поэтому я пришла к тому, к чему, меня, видимо, вели высшие силы. И я нашла свое место в этой области. Мне кажется, что наша русская философия - совершенно удивительная, потрясающая, необыкновенная, интересная, захватывающе интересная.

– А к Азии есть профессиональный интерес?

– Интересна, конечно, и Азия - Средняя Азия, Центральная Азия, как бы ее ни называть. Привлекательно заниматься Азией не с точки зрения ориентализма – когда подразумевается «какой-то там загадочный экзотический Восток»… Напротив, этот регион интересен как актуальная часть жизни. А у меня к Азии вообще свой личный интерес: моя мама родилась в Средней Азии, в Туркмении. И поэтому я чувствую особую привязанность к этим местам, и меня всегда сюда тянуло, тянуло и тянет. И я заново открываю для себя прекрасный мир Средней Азии - тюркской Средней Азии, персидской Средней Азии.

Справка

Форум «Философия религии на Востоке и Западе» созван по инициативе Алма-Атинской православной духовной семинарии, кафедры русской и византийской философии (Философский факультет Иоанна Павла II в Кракове), кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий (Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина в г. Бишкеке), Общество Иезуитов (Кыргызстан).

  • Комментарии
Загрузка комментариев...