Марлан Нысанбаев - известный в Казахстане и за рубежом казахстанский живописец, акварелист, арт-менеджер. Участник многих республиканских и зарубежных выставок, лауреат премии «Айтматовские чтения», Лауреат премии Аркадия Безрукова, Лауреат премии Исатая Исабаева, награжден медалью «Қазақ Өнерінің Қайраткері - «Деятель казахского искусства». Его работы находятся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. Кастеева, в Ценральном государственном музее г Алматы, в Областном художественном музее г. Караганды, в галерее акимата г. Талдыкоргана,в частных коллекциях Казахстана, Кыргызстана, России, Германии, Испании, Франции. При внешнем благополучии, бурном развитии художнической карьеры, за кадром остаются испытания, которые выпали на долю Марлана Кенесовича. Лишь посвященные знают о мужестве и стойкости, с которыми противостоял ударам судьбы этот человек. А в полотнах Нысанбаева – свет и ликование жизни.
12 марта художник отметил с друзьями, родственниками, коллегами свой 65-летний юбилей. Этому событию посвящена экспозиция «Искусством наполнена жизнь» в Центральном выставочном зале Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева
Ходят кони над рекою
Впервые красота коснулась сердца сельского мальчика в живописном уголке – селе Кок-кайнар Илийского района, Алматинской области. Здесь он рос с друзьями, исследовал окружающий мир.
- Я любил рисовать и лепить из пластилина со своим другом. Вместе мы воспроизводили в рисунках и пластилиновых фигурках суворовские баталии, увиденные по телевизору, черно-белому «Рекорду». На конюшнях в нашем селе содержались лошади. Мы, сельские мальчишки, ухаживали за ними, учились ездить. А вечером я приходил домой и рисовал лошадей.
Подростком Марлан впервые ощутил присутствие некоей силы в окружающем мире, в природе. И он отражал увиденное на бумаге: рисовал лошадей, озера, реки, горные пейзажи, стремясь вдохнуть в свои работы частичку этой неведомой силы.
Первая попытка поступить на художественно-графический факультет КазПИ имени Абая была неудачной. Юноша поступил в Алматинский техникум железнодорожного транспорта. Там он с товарищем оформил несколько кабинетов, эти навыки пригодились потом в армии.
Три в одном
- Пришли представители штаба, спросили: «Кто умеет писать плакатным пером?» Потом начальник клуба воинской части поинтересовался: «Кто тут художники и музыканты?» Я выступил вперед, так как оказался «три в одном».
Марлан Нысанбаев удивил армейское начальство талантами - пел песни на украинском, английском, казахском, русском языках. Рисовал, отлично писал плакатным пером. Начальник клуба воинской части решил, что парень должен влиться в культурную жизнь и забрал к себе в клуб через полгода службы в роте. Для начинающего художника это было время учебы, подготовки к будущей профессии. За годы службы в Армии, оформил несколько Ленинских комнат, учебных кабинетов, снабдил наглядной агитацией собственной работы всю воинскую часть. За это был не раз отмечен командиром части, получал воинские звания, а также неоднократно - отпуск домой. За последние полгода «до дембеля» получил все звания младшего состава, начиная от младшего сержанта до звания старшины. Больше года был исполняющим обязанности начальника клуба – на офицерской должности. Участвовал в армейском эстрадном ансамбле, получал грамоты от командования дивизии. Нысанбаев все свободное время проводил в армейской библиотеке, читал книги о художниках – Рафаэле, Микеланджело, Серове, Репине, рисовал и готовился к поступлению. Абитуриент Алматинского художественного училища проходил как льготник после армейской службы, но он поступил бы и без льгот, потому что был хорошо подготовлен.
Первая выставка и пожар
В художественном училище Марлан стал стипендиатом Ленинской премии, окончил учебу с красным дипломом. Получил направление в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Но остался в Алма-Ате – уже была семья, супруга родила первого ребенка. Марлан работал в родном художественном училище мастером производственного обучения. И на следующий год поступил в Казахский педагогический институт имени Абая на художественно-графический факультет, который закончил с успехом в 1988году. В АХУ проработал заведующим учебно- художественно-производственной мастерской с педагогической нагрузкой с 1982-1989гг.
В 1983 году участвовал в первой молодежной выставке. Казалось, впереди творческий простор, интересные события в профессиональной среде.
- Занимался рисованием, живописью. В родительском доме под Алма-Атой у меня была мастерская, где хранил краски, холсты, бумагу, материалы, собственные произведения. Но произошел пожар, все мои работы сгорели.
Тяготы без подробностей
Марлан Нысанбаев тяжело перенес происшествие, пришлось уволиться из АХУ. С друзьями открыли один из первых кооперативов, он принимает решение заняться бизнесом, чтобы обеспечивать семью. И добивается определенных успехов, развивает свое новое дело. Но и здесь выпали тяжелые испытания, драматические события, о которых не хочет вспоминать Марлан Кенесович. В 1986 он перенес сложную операцию, испытал клиническую смерть. А двенадцать лет назад он потерял жену. Подробности он опускает, не хочет жалости и излишнего внимания к своей персоне.
Искусство без границ
После возвращения в живопись из долгого вынужденного пребывания вне искусства, спустя почти три десятилетия, Марлан Нысанбаев создает пласт произведений, в которых – торжество жизни, красоты и гармонии. Приходит признание.
Он становится членом Союза художников Казахстана, выступает куратором и участником множества (более 30-ти) выставок, организатором пленэров. Становится руководителем проекта «Искусство без границ», объединившим казахстанских художников.
Вступает в Евразийскую творческую гильдию, обретает союзника в лице Елены Безруковой, члена консультативного совета Евразийской творческой гильдии (Лондон). Как ее амбассадор привлекает более 200 человек к участию в проектах Гильдии, в выставках.
Мечты
Картину «Мечты о полете» 2018 года искусствоведы называют программным произведением художника – здесь он проявил свой неповторимый стиль. Картину увидел во сне: свои детские переживания на голубятне – когда стая птиц вздымается в небо, и охватывает небывалое ощущении высоты, свободы, переживание парения. Работа писалась легко, на одном дыхании, она полна воздуха, солнца, света. Под парящими птицами, на земле, в ожидании полета стоят самолеты – железные птицы, созданные руками человека. Ясная, светлая, прозрачная - картина-мечта. Работа стала успешной и была отмечена на международных экспозициях. Ее хотели купить, но что-то удерживало Марлана, он отвечал, что работа не продается.
Ольга Батурина, искусствовед, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства КазНАИ имени Т. Жургенова, рассказывает:
- Картина «Мечты о полете» очень теплая, романтическая. Она о грезах, о детстве, о человеческом счастье быть свободным. Графическая точность и выразительность, живописная гармония цвета – все в этой картине про жизнь и мечту.
Художник заметил, что на выставках именно это полотно привлекает детей. Картина будто притягивает их к себе. Именно поэтому Марлан Кенесович решил, что нельзя ее продавать, нужно подарить детям. Тем из них, кто особенно нуждается в надежде, в целительной силе мечты. Вместе с Добровольным обществом «Милосердие» и Аружан Саин Марлан Нысанбаев подарил картину «Мечты о полете» детям, пациентам Детской городской клинической больницы №2 г. Алматы.
Камилла Ли, искусствовед, заслуженный деятель РК, член Союза художников Казахстана, секретарь Союза Художников Казахстана:
- В связи со сложными внешними обстоятельствами в течение многих лет Марлан Нысанбаев не имел возможности заниматься живописью. Спустя годы он вновь вернулся к творчеству, окончательно выбрав этот путь - как главный и единственный в жизни. Профессиональный опыт, образование сформировали Марлана Кенесовича как креативного художника и опытного менеджера. Активная жизненная позиция, принципиальность в работе и действиях снискала художнику уважение товарищей и всех, кто работал рядом с ним.
Марлан Нысанбаев о своих работах
Клиническая смерть
- Я лежал дома под капельницей, вижу себя со стороны – парящим над дверью. А вокруг моего тела, лежащего на кровати, склонились родственники, мои плачущие дети, племянники. И я наблюдал за происходящим сверху, находясь вне тела. Вызвали скорую помощь, но бригада не смогла мне помочь. Приехали реаниматологи. Сердце уже остановилось, но врачи сумели завести его. Меня увезли в больницу, где сделали операцию, после которой я впал в кому на пять суток.
Марлан Нысанбаев среди работ
Больница
- Первый, кого я увидел перед собой после комы, был темнокожий парень в белом халате. Я подумал, что жена отвезла меня за рубеж, чтобы там вылечить. Оказалось – студент-практикант дежурил у моей кровати. Назвал меня «сэром», на ломаном русском спросил, что я хочу. «Wasser», ответил я по-немецки. Он понял, но сказал, что мне нельзя пить. Позвал медицинскую сестричку, она смочила мне губы, сухие от жажды.
Началось долгое возвращение к нормальной жизни – с осложнениями, медленным восстановлением. Преследовали боли, в легких (в плевре) скопилась жидкость, ее литрами выкачивали.
Амнезия
- Последствием операции стала амнезия, растянувшаяся на годы. У меня была отличная память. Запоминал до сотни шестизначных номеров телефонов (тогда не было мобильных устройств). Учился я всегда на «отлично», никогда не делал записей, все запоминал с первого прочтения или на слух. Лишь иногда делал пометки в тетрадках. А когда очнулся, не мог вспомнить собственный телефон. Я пел, играл на гитаре, знал до 300 песен. Теперь же все было стерто из памяти. Так длилось годами. Но я не смирился, начал тренировать память, решал сканворды, кроссворды, учил стихи, читал книги. Память стала улучшаться. Но что-то так и стёрлось безвозвратно.
Частичка Бога
- Когда очнулся, первое, о чем подумал и произнес вслух: «Если я останусь в живых, то буду верить в тебя, Всевышний». С этого момента в моей жизни произошел перелом. Для меня несомненным стал Всевышний, его благая воля.
Я глубоко верующий человек. Но не читаю пять раз намаз, он у меня в сердце. Начиная любую работу, я молюсь. С молитвы приступаю к любому делу. Готовлю еду с молитвой, пишу картины, затеваю проекты – непременно молюсь. В каждой картине есть часть меня и помощь Господа. Путешествуя, я захожу в православные церкви, синагоги, мечети. Бывал и в католических костелах в Прибалтике, слушал органную музыку.
В храмах я отдыхаю, соединяюсь с Богом. И всегда чувствую его присутствие. Выхожу за порог дома, произношу: «Бисмиллях" Возвращаюсь домой, говорю: «Ассалам алейкум!» Среди моих друзей есть мусульмане, православные, христиане. Есть русские ребята, принявшие ислам, они читают намаз пять раз в день, справляют мусульманские религиозные праздники. Среди них есть суфий, обладающий даром предвидеть и исцелять.
Одна супружеская русская пара назвала своего сына Али. Есть известный казахский искусствовед Мария Жумагулова, она пришла в православие. Но мы не ведем споров о том, какая именно вера «правильная». Мы понимаем, что Бог един, и он – во всем, что нас окружает. Только благодаря Господу в свои шестьдесят лет я вернулся в искусство, влился в творчество. И в каждой моей картине есть частичка Бога.
Источник - check-point.kz