Уникальные фотографии и видеофильмы привез в Алматы известный японский фотохудожник Шигеру Йошида. Выставка, открытая в арт-пространстве Almaty Gallery, названа «Мост в будущее». Фотограф с помощью ремесла участвует в строительстве виртуального моста. На его «кирпичике» в этом сооружении начертано: «Нужно быть благодарным природе»
Экспозиция открыта в рамках фестиваля искусств «Японская осень», который проводится в Алматы, Ташкенте и Бишкеке с 2011 года. Организатором выступает гуманитарный фонд «Дегдар».
Для фотовыставки «Мост в будущее» автор отобрал те работы, в которых отражена крепкая связь человека с природой. И в центре экспозиции - видеофильм и фото, которые японский мастер сделал после страшного природного катаклизма в Японии в 2011 году.
Катастрофу вызвали землетрясение, а потом и цунами, произошедшие 11 марта 2011 года. Это было самое мощное землетрясение за всю историю Японии. Волны высотой до 13-14 метров почти разрушили аварийные дизельные генераторы АЭС, и они остановились. Следствием стала беспрецедентно грозная ядерная авария со времен Чернобыльской катастрофы 1986 года. Погибло более 20 тысяч человек. Разрушения после ядерной аварии на атомной электростанции "Фукусима Дайити" отражены в фотографиях и фильмах Шигеру Йошида.
Один из героев видео, буддийский монах Токуун Танака, говорит с экрана: «Мы были вынуждены эвакуироваться из-за аварии на АЭС. Но при этом мы, пострадавшие, рады комфорту, который дает изобилие электричества. И невольно задумываешься: кто же мы на самом деле – потерпевшие или пособники трагедии? Важно понять, как нам жить дальше, являясь частичкой планеты».
Нам, зрителям, выходцам из СССР, еще в советское время внушалось через СМИ, что «человек – царь природы». А уже в постсоциалистическое время стала доминировать идея, что каждый из живущих на земле уникален, и вся Вселенная служит раскрытию этой неповторимости. Поэтому зрители старались вникнуть в миропонимание японского фотохудожника. Смирение перед природой, Богом, принятие всего, что посылает человеку судьба, признание себя малой частичкой мироздания подчас неблизко иным обитателям Земли, дерзающим считать себя хозяином своей судьбы и всего сущего.
Согласно философии Дзен, которая близка фотографу, истина открывается через созерцание. Наблюдая мир, природу в подробностях, в крупном и мелком, микроскопическом проявлении, Шигеру ищет истину и приглашает к поиску зрителей. Важны не только гигантские валы воды, огромная дамба, горы, но и маленькая травинка, по которой карабкается крошечный муравей. И человек в работах японского фотографа подобен муравью. Он – частичка природы, песчинка.
Для зрителей в зале Almaty Gallery Шигеру Йошида провел лекцию, щедро снабдив ее фото- и видеоматериалом. «Мы, люди, живущие на Земле, все очень разные, - говорит Шигеру Йошида, обращаясь к слушателям. - И все у нас разное – вероисповедание, культура, традиции, опыт жизни. Часто нас разделяют стены, и, как бы ни были они высоки, крепки, несокрушимы, все же сила культуры, искусства намного сильнее. И, когда мы строим культурные мосты, то, подобно дипломатам, способствуем пониманию между странами и народами. Мы, люди культуры, даем надежду на благополучное, надежду на полное гармонии будущее».
Автор хотел донести до казахстанцев стилистику искусства и культуры японцев, показать отношение к миру своего народа. Фотографии вызвали много эмоций у посетителей выставки, так как Шигеру Йошида показывал работы свои и японских коллег-фотографов, сделанные во время землетрясения и цунами, и сразу после ядерной катастрофы. В каждой из них – страшный разгул стихии, беспредельный ужас и горе людей, захваченных врасплох. Особенно трогают в драматическом фоторепортаже снимки молящихся японцев.
Это священнослужители, буддийские монахи в самом эпицентре происходящего, коленопреклоненные мужчины и женщины, дети, замершие в смиренной позе. Шигеру Йошида, комментируя видео, подчеркивает, что японцы не осуждают стихию, они молятся, общаются с океаном, с природой, чтобы смириться перед происходящим, все принять без ропота и гнева: «Мы возносим молитвы не только Создателю, но и великой Природе. У нас принято в молитве благодарить за все Господа и Природу, выказывать глубокое почтение, уважение окружающему миру. Я же стремился в своих работах воплотить скрытую мощь молитвы».
И в своей фото-экспозиции, в каждом снимке, он материализовал молитву: «Одна минута. Границы для молитвы», цикл «Морская стена. Надежда и отчаяние».
Работы Шигеру Йошида выполняет в своей собственной уникальной технике «Fresco Giclée» (фреско жикле). Именно она придает фотографиям небывалую выразительность. Фреско жикле – нанесение машинным способом пигментных чернил, перемешанных с водой на бумагу, покрытую негашеной известью. Рецепт архивной пигментной печати от Шигеру Йошида увеличивает сопротивляемость свету. Этот способ продлевает жизнь изображения до ста лет и больше. А пространство фотографии становится живым, объемным, стереоскопичным и даже стереофоничным – тишина имеет звучание. Океан дышит.
Бетонная дамба в своем безмолвии оглушает человека. И она той же высоты, что и волны цунами – 14 метров. Зритель видит тысячи оттенков черного, серого, белого, где абсолютно белый – это сияние. Видимо, только японцам удается в минималистичном стиле выразить столь многое. После пребывания в черно-белом пространстве Шигеру Йошида яркие цвета внешнего мира кажутся избыточными.
В детстве Йошида участвовал в конкурсе фотографии. Он не завоевал призового места, однако получил хорошие отзывы, что стало стимулом для развития в этом направлении: «Теперь меня часто приглашают судействовать в жюри разных конкурсов. Стараюсь в каждом участнике увидеть что-то интересное и обязательно похвалить. И сам я испытываю большую радость и удовлетворение, когда слышу теплые отзывы о моих работах. В эти моменты чувствую себя самым счастливым человеком».
Йошидо был искренне удивлен и почти потрясен тем, что вместе с приглашением приехать в Казахстан он получил билет на самолет от приглашающей стороны.
Открытие выставки по случайности совпало с его днем рождения. Японец не склонен сакрализировать события, но был тронут, когда услышал музыкальное «Happy Birthday to You» в исполнении Государственного трио РК «Форте-трио» под управлением известного пианиста Тимура Урманчеева – заслуженного деятеля РК, кавалера Ордена «Курмет».
Музыканты исполняли казахские и японские композиции. Фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген сазы» подхватил эстафету. И в этом диалоге японской и казахской музыки звучали общие мотивы.
Фотовыставка «Мост в будущее» представлена в черно-белых тонах и всей гамме серого. Тема дамбы, возведенной после цунами, пейзажи океана, бетонной стены Шигеру Йошида комментирует так: «На самом деле я хотел, чтобы в этой бесцветности человек, созерцая черно-белую гамму, почувствовал что-то для себя. Чтобы зритель сам нарисовал собственную картину, в тех цветах, которые были вызваны его чувствами. Может быть, черно-белые оттенки передают тишину, спокойствие души в первую очередь. Поэтому я выбрал эти краски».
Японцы придают большое значение молитве, как и автор фотоэкспозиции «Мост в будущее»: «Не знаю, к какой именно религии можно отнести эти молитвы. Они близки к синтаизму, есть в них моменты буддизма, христианства. Но моя собственная вера – это вера в природу, благодарность природе, людям, всему тому, что за этим стоит. Молитва для меня – это благодарность. В молитве можно передать всему, что тебя окружает, тишину и спокойствие души».
Японцы, по словам Шигеру Йошида, по-разному отвечают на вопрос почему именно на них обрушилась стихия. Одни думают, что все исходит по воле Бога, другие считают, что все плохое – это «дело рук» темной силы, стремящейся погубить людей. «Это сложный вопрос, почему людям выпадает то или иное испытание. Но именно молитва – самый правильный ответ на этот вопрос».
В создании фотографии Шигеру Йошида подобен каллиграфу – каждый мазок света или тени не случаен. За любым снимком ощущается глубокая сосредоточенность мастера и его почтение к природе. Дебютируя в творчестве, фотограф из Японии заявил о себе резонансной серией фоторабот - «Большое дерево в этом мире». Шигеру Йошида побывал в разных уголках Земли, чтобы увидеть этот мир глазами японца, бесконечно восхищающегося окружающей природой. Он посетил Африку, Мадагаскар, Тайвань, США, Канаду, Мехико, Австралию, Новую Зеландию, Германию, Англию. И его жажда познавать наш мир неутолима. Шигеру исколесил, исходил, прошел вплавь родную Японию, которую заново открыл для себя и для зрителей. Его страна уникальна в каждом из своих регионов, в любом местечке, уголке. Он коллекционирует образы своей родины, восхищаясь стихией воды и уважая ее природу.
В дни трагедии 11 марта 2011 года фотограф, справляясь с потрясением, трудился над новой серией «Границы». И остался верен эстетической традиции своего народа –разгадывал тайны и смыслы водной стихии. Ведь движение воды, океана, рек и ручейков – это и есть сама жизнь, ее неизбывное течение.
Фотомастер поднимается над трагедией, стремясь увидеть суть жизни, заглянуть в око Бога. Океан, водная стихия и есть для японцев Создатель.
В выставке «Мост в будущее» много сюжетов, посвященных дамбе, выстроенной после трагедии в Фукусиме. Высота бетонного ограждения оказалась такой же, какой были волны цунами, - 14 метров. Обретя защиту в виде дамбы, жители побережья потеряли возможность созерцать океан, рыбаки не могут теперь свободно ловить рыбу. Но они не ропщут, идут к проходам, вырубленным в мощной дамбе, чтобы встретиться с океаном. И японцы, созерцая океан, склоняют голову в беззвучной молитве.
Шигеру Йошида считает, что он вносит свой вклад в ситуацию на родине, в мире: «Мне кажется, что мои фотографии могут что-то изменить. Это как бросить в воду камешек, от которого по воде пойдут круги».
Источник - esquire.kz