«Страшные» игрушки: вред или польза для психики детей? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

«Страшные» игрушки: вред или польза для психики детей?

406
6 минут
«Страшные» игрушки: вред или польза для психики детей?


Полки казахстанских магазинов завалены «страшными» игрушками. Хагги Вагги, монстры, зомби и прочая разнообразная нечисть раскупается с невероятной скоростью. Что несут в себе новомодные игрушки для детей – радость или ужас, разбиралась психолог Городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.

На прошлой неделе коллегия Евразийской экономической комиссии, дабы уберечь детей от игрушек, наносящих вред их психике, приняла рекомендацию «О защите детей и подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

news6333.jpg

В этой связи в ЕЭК посоветовали Кыргызстану, Армении и Беларуси рассмотреть возможность внесения в законодательство соответствующих нормативов. Это касается в том числе и изображений на одежде, рюкзаках, велосипедах и других вещах. К слову, в Казахстане данный закон был принят еще в 2018 году.

От тревожного сна до комплексов во взрослой жизни
«Свои страшилки были у каждого поколения, и игрушки, которые можно назвать «страшными», существовали во все времена. Чего только стоит «Степка-растрепка» или кукла Лидочка. Было и множество леденящих кровь историй, например, про «дух черной кошки», «кровавые цифры», «гроб на колесиках» и так далее. Современным детям такие истории заменили мультфильмы про монстров, вампиров и восставших мертвецов. Следом появились и игрушки, изображающие персонажей лент» Гульнара Дощанова
И действительно, все эти Монстр Хай, Сиреноголовые и Кисси Мисси сошли в реальный мир с экранов телевизоров. Родители, естественно, от них не в восторге, но безобидные куклы и роботы сейчас у детей не в тренде. Между тем, любая игрушка должна быть наделена поучительным смыслом и гармонично вписываться в детское воображение. Игра должна иметь сюжет, где добро побеждает, а зло наказывается.

news6334.jpg

«Рынок заполнен игрушками устрашающего вида, с признаками насилия или гибридного вида. Они провоцируют игровые сюжеты, связанные с жестокостью и агрессией. Это всевозможные монстры, роботы-трансформеры, киборги, устрашающего вида насекомые и животные. Сюда можно и отнести «exspression dolIs», кукол с утрированными и неестественными чертами лица» Гульнара Дощанова
На первоначальном этапе такие игрушки могут расцениваться ребенком как один из способов и преодоления страха, каких-то переживаний. Но, когда наступает ночь, в детском воображении игрушка вырастает и перестает быть безобидной. Постепенно страх накапливается, фиксируется в подсознании и приводит к плохому засыпанию, тяжелым мыслям, страшным снам.

news6335.jpg

«Навязчивые страхи являются препятствием для развития ребенка. Начинает страдать эмоциональная сфера, интеллектуальная. Малыш может замкнуться, стать тревожным, апатичным, или наоборот агрессивным и раздраженным. Ухудшается внимание. Когда такие дети вырастают, эти страхи вытесняются из сознания, но остаются в подсознании и превращаются во взрослые комплексы» Гульнара Дощанова
Ребенок всегда ассоциирует себя с той игрушкой, с которой он играет в данный момент. Он принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения данного персонажа и по итогу невольно заимствует его качества и характер.
«Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и прочая сказочная нечисть была страшной внешне и злобной внутри. Они помогали отрабатывать отрицательные эмоции и были примером неправильного поведения. Дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них. Современные же монстры позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Это несоответствие размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров» Гульнара Дощанова
Наш друг с глубокой древности

История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человечества. Согласно находкам археологов, они были еще у первобытных людей. Поначалу игрушками служили необычные ветки, корни и камни странной формы. Потом это были погремушки, фигурки божков и даже куколки, которых делали из дерева.

У многих народов, в частности египтян, хеттов и индейцев, игрушки выставлялись на алтарь божества и служили атрибутами религиозных обрядов. Об игрушках упоминается и в житиях святых – например, о святой Елизавете говорится, что из своих странствий она привезла стеклянные игрушки, которые не разбились благодаря ее безгрешности.

Важную роль игрушка играла и в истории казахского народа. Самые древние из них были обнаружены при раскопках города Отрар. Это фигурки баранов, лошадей и собак, сделанные из глины. Были найдены и куклы, одетые в традиционные костюмы мужчин и женщин. У тех, которые изображали девушек имелись косы, сплетенные из конского волоса.

Игрушки издревле были неизменным спутником ребенка с первых дней его рождения. Они являлись не просто забавой, а важным фактором в воспитании и обучении детей. Благодаря им ребенок усваивал социальные норма поведения, развивал себя как личность и познавали законы природы. С помощью игрушек дети постигали необходимые навыки, без которых невозможно было перейти во взрослую жизнь.

Запрещать или нет?

На контрасте – современные игрушки устрашающего вида: палач с окровавленным топором, псевдочебурашка с косой или отрубленные конечности. Между тем, некоторые родители совершенно не видят в подобных игрушках никакого вреда.

«Мне кажется, «страшные» игрушки не так страшны. Более того – они необходимы ребенку. Дети познают мир через игру, а как им еще понять, что такое добро и что такое зло. Поэтому должны быть отрицательные персонажи, которых ребенок может побеждать. Конечно, дать малышу трех лет в качестве игрушки отрубленные конечности - перебор, но 16-летнему на Хэллоуин можно» Считает мама двоих детей Салтанат
Впрочем, отчасти с мнением Салтанат согласна и Гульнара Дощанова. Она подчеркивает: несмотря на приведенные в начале статьи примеры, игрушки сами по себе не несут опасности. Важно то, какой смысл вкладывают в это дети и в каком контексте используют, как с ней играют, а также какое объяснение дают родители. При правильном «применении» такая игрушка станет предметом, через который ребенок может транслировать свои страхи и бороться с ними.

news6336.jpg

«У детей старше трех лет начинается активное развитие воображения и эмоционального интеллекта. Они учатся понимать окружающий мир и защищаться от негатива. Поэтому различные страшилки выступают своеобразным учебным стрессом и помогают преодолеть страх. Наши дети должны уметь бояться правильно. И если сейчас им подбрасывают розовых чудовищ, то наша задача не мешать им своими предубеждениями, а помочь грамотно пройти этот этап взросления» Гульнара Дощанова
Однако многие родители считают всех этих монстров принудительным внедрением в детский мозг элементов жестокости и насилия. По их мнению, такие игрушки разрушают культурные и национальные ценности и зомбируют молодежь.
«Главная задача маленького человека – исследовать окружающий мир и адаптироваться к нему. Все эти страшные куклы – тоже одна из частей нашей жизни. Табуировать ее не стоит. Ее нужно изучить, погрузиться в нее. Понять, что на самом деле страшно, а что нет. Ребенок, играя с такими страшилками, побеждает свои собственные страхи. Единственное, не надо играть с такими игрушками детям до 3 лет» Гульнара Дощанова
Если родители действительно считают, что такие игрушки опасны, им следует аргументированно поговорить с ребенком об этом, рекомендует психолог. Категорический запрет может вызвать у ребенка отторжение родных и зависть к сверстникам, у которых такая игрушка есть. Поэтому лучше предложить ему альтернативу в виде другой, более безобидной игрушки.

Источник -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...