В Алматы приступили к реставрации храма в честь Казанской иконы Божией Матери
Восстановить Казанскую церковь в алматинской Малой станице планировали еще в далеких 1940-х, после возвращения храма верующим и спустя десятилетия его целенаправленного уничтожения. Побывав в «плену» у большевиков и атеистов, храм лишился не только голоса - звонницы, но и четырех куполов вокруг основного барабана. Были утеряны иконы, старинный иконостас и другие святыни, а также художественная кованая ограда. Храмовая территория сократилась, уступив место солдатскому летнему клубу-кинотеатру и армейским конюшням.
Здание Казанского собора – образец архитектуры первых построек г. Верного. Можно сказать, что это самое старинное из сохранившихся до наших дней общественных зданий. Первую, построенную в 1858 году на территории будущего города Верного деревянную церковку имени Казанской Божьей Матери в 1871 году перенесли на новое место. Город быстро вырос, и на месте прежнего храма стали возводить больший, Софийский собор. По воспоминаниям архитектора Павла Зенкова, эта деревянная постройка некоторое время даже оставалась внутри возводимого нового храма, пока ее не переместили в Малую станицу.
Павел Матвеевич Зенков стал автором строительства Казанского собора, согласно данным, сохранившимся в государственном архиве Алматы. В архиве хранится ряд занимательных записей, которые подтверждают авторство архитектора. Среди них – «О строительстве церквей г. Верного. 3.12.1868 – 13.10.1869 гг. Список поручений военного губернатора купцу 2-й гильдии П. Зенкову», «О награждении купца П. Зенкова орденом Святого Станислава 3-й степени за его труды при возведении казенных и общественных зданий, 1869 г.» и журналы о строительстве церкви «О материалах комитета по строительству собора в г. Верном. 1870 г.».
Верненское землетрясение 1887 года частично повредило Казанскую церковь. Здание перестраивали в период с 1889 по 1898 годы. Фото было сделано по окончании работ.
В 1925 году храм попытались закрыть, жестоко расправившись со священником Евфимием Кригловым и десятью прихожанами, которые выступали против. Колокола с храма сняли по особому указу Иосифа Сталина от 1929 года на общей волне активизации борьбы против религий. А 22 марта 1934 года постановлением местных органов власти Казанскую церковь закрыли, чтобы сделать там кинотеатр, питейное заведение и клуб для отдыха трудящихся. Использовали здание и под овощехранилище.
В конце 1944 года власти разрешили служить в храме. Единственный действующий тогда в Алма-Ате и прибывший 1 ноября 1945 года архиепископ Николай (Могилевский) первое время служил в Казанском. Храм также стал первым местом служения митрополита Иосифа (Чернова) в чине архиепископа. А в 1967 году митрополит преподнес в дар храму Казанскую икону Божией Матери – старинный список XVII века.
В августе текущего года Казанский собор исследовала группа реставраторов из России, которые занимаются восстановлением деревянного храмового комплекса в Кижах и других древних деревянных церквей, верфей и прочих зданий на Русском Севере, в Финляндии и Скандинавии. Они осмотрели подвальные помещения и крышу, заглянули под кровлю, обследовали поверхность пола в самом соборе. Оценили отличное состояние опорных элементов конструкции: «словно построено лет двадцать назад, дерево просохло и стабилизировалось, деформаций и следов деградации не наблюдается». Относительно повреждений наружных стен, кровли и крыши реставраторы уверили, что местные строители предлагают правильные варианты решений. Общее состояние здания собора не вызывает тревоги. И судя по тому, с каким вниманием местная община взялась за реставрацию, можно предположить, что со временем этот памятник архитектуры приобретет былое великолепие.
Исполняющий с июля обязанности настоятеля протоиерей Сергий ходит воодушевленный и озабоченный строительной деятельностью в Казанском храме. С утра – служба, требы, дела духовные. А с полудня и до вечера он руководит несколькими бригадами – плотниками, штукатурами, электриками и водопроводчиками.
Когда-то протоиерей, имея густой и звучный протодьяконский вокал, служил певчим в Вознесенском, а затем - в Никольском соборах. Теперь его как давнего «казанского мечтателя» благословили на управление реставрацией Казанского храма. Стала реальной перспектива вернуть зданию прежний вид. Сходный с тем, что в свое время сообщили малостаничной верненской церкви архитектор Павел Матвеевич Зенков, а после него - Михаил Брусенцов.
В первую очередь, чтобы не прерывать службы в храме, восстановят Георгиевский придел, где смогут проводить литургии. Затем начнут восстанавливать пол в главном алтаре и, двигаясь ко входу, отреставрируют помещение полностью.
Придел – словно храм в храме. Казанский, например, – двух-придельный. И, соответственно, двух-престольный. Престол же – освященный архиереем стол посреди алтаря, у которого священники совершают особые таинства во время службы, и который виден прихожанам, когда открыты Царские Врата. Основной придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Второй, примыкающий с южной стороны и являющийся частью здания собора, - в честь святого Георгия Победоносца.
Некоторое время этот придел пустовал. Там сначала складывали церковную утварь и литературу, а затем и мирские предметы, постепенно превратив в хранилище. Что, впрочем, объяснимо. В храмовом хозяйстве много разного имущества. Подсобных помещений часто не хватает. Поэтому в Казанском постепенно заставили и подвалы, и колокольню, и другие помещения.
Предстоит масштабная работа и в самом соборе, и на храмовой территории. Влияние века не прошло бесследно для одного из старейших образцов деревянного зодчества города Верного. Нынешние прихожане, например, помнят, что в дожди приходилось расставлять по храму тазы да вёдра, чтобы собирать капающую с полотка воду. Пол «играет» во многих местах.
- Смотри, - протоиерей Сергий проходит в алтаре за престолом. В ответ на его шаги раскачиваются подсвечники. – Так же не должно быть! Представь, что во время службы здесь два-три священника, да диакон, да пономарь. Будем вскрывать пол, осмотрим балки, поменяем настил. И отоплением займёмся, принципиально новая система будет. Уберем короба из гипсокартона… Всё это – следы нового времени. Делали, можно сказать, из того, что было. Теперь благотворители, которые взялись помочь, хотят восстановить храм, а не реконструировать его. И это большая радость.
Протоиерей Сергий мечтает сохранить в храме только духовное и богослужебное. Для остального планируют достроить еще подсобные площади на территории. К слову, возвращение к изначальному виду хорошо сочетается со статусом исторического памятника местного значения и образца городской застройки XIX века. Правда, у акимата возможностей для реставрации не так много. Эти заботы лежат целиком на местном духовенстве и прихожанах.
Одним из значимых сокровищ Казанского собора по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра станет Тихвинская иконы Божией Матери. Её точный список недавно привезли в Казахстан из Санкт-Петербурга. Сейчас икона находится в паломническом путешествии по храмам Казахстана.
Источник - exclusive.kz