
За 2023 год в Казахстане в 9,2 раза увеличилось количество зарегистрированных электрокаров. Так, по данным Energyprom, на 1 февраля 2024 года общее количество таких автомобилей, поставленных на учёт в РК, составило 8,4 тыс. (для сравнения – в феврале 2023 года их количество составляло 914 единиц).
Такое масштабное пополнение казахстанского автопарка электромобилями связано в том числе и с тем, что до конца 2023 года можно было ввозить их в страну без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Львиная доля электрокаров – легковые. Грузовых электромобилей и экоавтобусов в стране не так уж и много — всего чуть больше 300.
Вместе с тем, в конце ноября Совет Евразийской экономической комиссии продлил тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей, ввозимых в страны Евразийского экономического союза в ограниченном количестве, по 31 декабря 2025 года. Данная мера несомненно будет способствовать дальнейшему увеличению количества электрокаров в Казахстане.
Отмена пошлины позволяет экономить 15% от таможенной стоимости машины. По данным директора Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, квота для Казахстана в прошлом году составляла 15 тыс. электрокаров, и за год она была освоена только наполовину.
Больше всего электрокары покупают жители двух крупнейших мегаполисов. В Алматы число легковых и коммерческих электромобилей за последний год выросло почти в 9 раз - до 5 тыс. В столице общее количество «зелёных» авто меньше — всего 1,1 тыс. Возможно, это связано с более суровым климатом, которые не всегда выдерживают электрические автомобили, особенно зимой.
При этом на весь Казахстан насчитывается всего 269 общественных зарядок для электрокаров. Из них 130 в Алматы и 101 в Астане.
Фото: Freepik