8 июня Семей снова стал областным центром. На сей раз уже области Абайской, в тех же границах, в каких до 1997 года была Семипалатинская область. Появилась определенная надежда на возрождение края, в том числе и туристическое. Не секрет, что историческое наследие города в последние несколько лет пребывает в упадке. Возможно, с обретением нового статуса по-новому заживет и архитектурное наследие города, и исторический туризм.
В плане архитектурного наследия Семей – один из самых богатых городов Казахстана. Если бы старинную застройку столь варварски не уничтожали, в городе сохранились бы целые улицы, застроенные исключительно зданиями позапрошлого века. Увы, многое снесено, некогда единые ансамбли нарушены безвкусными строениями. И даже в этом положении Семей может стать настоящим центром паломничества для ценителей старинной архитектуры и культуры в целом.
Во многих городах постсоветского пространства, где сохранились хотя бы островки исторической застройки, стремятся сделать прогулочные зоны, центры городской жизни с обилием кафе, ресторанов, бутиков, гостиниц в исторических интерьерах.
Таковым объектом, архитектурным музеем под открытым небом в Семее может стать Татарская слобода. Это несколько кварталов в центре города, сохранивших целиком и полностью застройку позапрошлого и начала прошлого веков. Традиции татарского купечества видны в элементах архитектуры – например, нередко даже возле самых простых с виду деревянных домов можно увидеть каменные ворота. Да и сами деревянные строения порой напоминают сказочные теремки.
Увы, сегодня все это не в лучшем состоянии. Но при хорошем бизнес-подходе к обустройству Татарской слободы (или Татарского края, как называют его местные) жизнь здесь забьется с новой энергией.
Тем более, что именно в этом районе расположены достопримечательности, известные далеко за пределами Семея. Например, одноминаретная и двухминаретная мечети. Они – одни из старейших действующих в городе, да и в стране в целом. Одноминаретная, построенная стамбульским архитектором Габдуллой Эфенди, по-своему уникальна. Основной зал - трехмерное помещение с нишей мирхабом - З-гранным выступом в алтарной части. Мирхаб ориентирован на священный город Ислама - Мекку. Здание имеет 16 окон оригинальной конструкции - прямоугольник, увенчанный кругом и обработанный с внешней стороны по окружности ложными камнями. Портальное помещение с резной дверью, на высоком крыльце. Купол украшен золочеными полумесяцами. Мечеть окружена изящной кованой изгородью.
Двухминаретная мечеть построена на средства татарских купцов по турецкому проекту архитекторами Болботовым и Манашевым. Это образец культовой мусульманской архитектуры XIX века. В городской среде распространена довольно типичная для всех таких строений легенда о том, что некогда мечеть соединялась с домом муллы подземным ходом.
В целом в Казахстане не так много подобных зданий, сохранившихся с первой половины 19 века. К примеру, здание Воскресенского собора Семея построено в 50-е годы позапрошлого века. Собор был построен по ходатайству отставного урядника Митрофана Егоровича Казакова, решившего построить на свои средства каменный храм и снабдить его необходимой утварью. С того времени и по сей день это главный храм города. Он пережил и гонения советских властей, и попытки передать храм раскольникам. Его пытались даже взорвать, но война помешала и позволила вернуть храм верующим. В общем, духовная жизнь в Семее весьма богата.
Не стоит забывать, что когда-то Семипалатинск был самый населенный город Казахстана. К началу ХХ века население города составляло почти 80 тысяч человек, имелось железнодорожное и пароходное (по Иртышу) сообщение с центральной Россией. Понятное дело, что все эти факторы способствовали мощному экономическому подъему города в XIX - начале ХХ веков.
Плещеевы, Мусины, Рафиковы, Москвины, Зенковы и многие другие — эти фамилии связаны не только с развитием экономики Семипалатинска и Семипалатинской губернии, но и культуры, образования, с просвещением региона. На пожертвования семипалатинских купцов строились училища, школы, храмы, больницы, приюты и другие учреждения. Благодаря их инвестициям в городе появились здания, обладающие высокой художественной ценностью и воплотившие новейшие достижения архитектуры и техники рубежа XIX–XX столетий. Кроме местных купцов, в Семипалатинске размещали свои предприятия купцы из разных регионов Сибири и даже из центральной России.
Даже учитывая не самую лучшую сохранность архитектурного наследия, купеческих домов в городе сохранилось немало. Торговый дом Петра Михайлова, где сегодня расположен офис одного из банков. Или дом купца Федора Медведева, где в 20-е годы расположилось Китайское консульство. Немало в Семее зданий бывших банков, заводов, мельниц. Часто современное состояние здания зависит от добросовестности и чистоплотности хозяев, в чьи руки они попали.
Чем Семей славен помимо купеческого наследия, так это богатой литературной историей. Город не зря имеет славу литературной столицы Казахстана. Кажется, что в этом краю появилась на свет вся казахская литература или большая ее часть. Достаточно назвать лишь несколько имен. В первую очередь - Абай Кунанбаев, Мухтар Ауэзов и Шакарим Кудайбердиев. Двое последних приходились Абаю племянниками и думается, что литературный талант у этой семьи был в крови. Все они познали и народную любовь, и славу, и гонения. А Шакарим даже насильственную смерть. Их непростые судьбы сделали их настоящими писателями и поэтами. Подробно познакомиться с биографией этих великих людей можно в Литературном музее Абая. Сегодня это большой мемориальный комплекс из нескольких домов. Один из них, к примеру, принадлежал купцу Роману Ершову – там сегодня находится основная экспозиция музея Абая.
В другом конце квартала стоит дом, где когда-то жил видный государственный и банковский деятель Анияр Молдабаев. Приехав в начале ХХ века в Семипалатинск и выкупив дом у местного купца Москвина, он превратил свое новое жилище в настоящий литературный салон. Здесь бывали Абай со своими сыновьями, Шакарим, Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов – весь цвет казахской литературы начала прошлого века. Пожалуй, в те годы ни один казахстанский город не мог похвастаться такой концентрацией интеллигентных и образованных людей.
В центре музейного комплекса расположено медресе Ахмета-ризы, где Абай учился.
Слава литературной столицы Семея, возможно, была бы неполной без фигуры великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Посещение дома-музея писателя, где он жил с 1857 по 1859 годы, входит в программу почти всех, кто приезжает в город. Хотя, справедливости ради отметим, что в этом городе писатель сменил четыре адреса проживания.
Семипалатинские годы – время возвращения Достоевского к литературному труду. Тогда Федор Михайлович уже прославился романом «Бедные люди», но к моменту прибытия в Семипалатинск несколько лет ничего не писал. Следующие годы стали настоящим прорывом в его творчестве – здесь он написал повесть «Дядюшкин сон». А «Записки из мертвого дома» начинаются с описания Семипалатинска: «В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор или непроходимых лесов, попадаются изредка маленькие города, с одной-двумя тысячами жителей, похожие более на хорошее подмосковное село, чем на город». В общем, почитайте сами. И сходите в музей – атмосфера здесь немного аскетичная. Как говорится, скромненько, но со вкусом. Особо ценен этот музей тем, что это единственный музей Федора Михайловича, расположенный за пределами России.
Любители изобразительного искусства не должны пройти мимо Музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых. Предыстория такова: в 1988 году Невзоровы (Юлий Владимирович, его супруга Антонина Михайловна и дочь Юлия Юльевна) передали музею в дар более 500 произведений русского, советского и зарубежного искусства. Эта коллекция ведёт своё начало с середины XIX века. Юлий Невзоров получил в наследство собранные его отцом и дедом произведения искусства, существенно обогатил и приумножил коллекцию. В течение многих лет он изучал и систематизировал свою коллекцию, передав все накопленные сведения музею, что сильно способствовало развитию научно-исследовательской работы. Сегодня в музее хранятся полотна великих мастеров – Карл Брюллов, Сергей Калмыков, Иван Крамской, Архип Куинджи, Роберт Фальк. Такое собрание великих имен, как видите, можно встретить не только в Третьяковке и Русском музее, но и у нас в Восточном Казахстане. Это повод для особой гордости.
В Алматы, Нур-Султане и некоторых других городах домов старой дореволюционной застройки осталось буквально наперечет. Большая их часть включена в список памятников архитектуры. В Семее этих домов на порядок больше. С одной стороны – это предмет гордости, а с другой– повод для тревоги. Потому как далеко не для всех домов хватило этих статусов. Тем более, что статусу города областного подчинения полагалось намного меньше внимания со стороны власти.
Аким ВКО Даниал Ахметов в период, когда Семей был частью этой области, настаивал на сохранении здания веттехникума (бывшей женской гимназии). И хотя снос удалось остановить, его восстановление пока не происходит. Аналогичная ситуация и со зданием первого казахского телеграфа. Не раз о сохранности архитектурного наследия Семея говорил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Быть может сейчас, когда у города появился новый статус, а соответственно – увеличится его бюджетное снабжение, литературной столице Казахстана не будет грозить тотальная утрата архитектурного облика. Остается верить в лучшее.
Источник - tengritravel.kz