Мужчины не плачут, но однажды и они не смогут совладать с эмоциями. Деонисий Мить, альпинист и фотограф, плакал, когда в 2000 году впервые оказался на вершине пика Хан-Тенгри. Слезы ликования и восторга, вызванные чувствами победы, преодоления себя и красоты мира. Можно понять это, глядя на фотографии, которые Деонисий сделал на вершине Хан-Тенгри: невероятная панорама гор и неба. Даже при взгляде на снимок меня переполняют сильные чувства.
В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева при поддержке Министерства иностранных дел РК, Ipsum Finance и офиса ООН состоялось торжественное открытие персональной выставки «Казахстан – страна гор и степей» известного отечественного фотохудожника Деонисия Мить. Выставка посвящена 25-летию творческой деятельности автора. Представлено 50 фотокартин, распечатанных на холсте, среди которых презентуются и масштабные панорамные композиции.
Посетители смогли увидеть выдающиеся места нашей страны. Фотокартины размещены в зале Музея искусств таким образом, что возникает представление, будто вы оказались на вращающейся смотровой площадке высокой башни. И перед вами открываются великолепные пейзажи разных регионов казахской земли. Здесь серия работ, привезенных из Западного, Северного, Центрального и Южного Казахстана. Вот Прикаспийская низменность, вот плато Устюрт полуострова Мангыстау, вот «Сибирская Швейцария» - Боровое, а вот возвышается над Жетысу Заилийский Алатау, из-под белоснежных облаков обнажаются заснеженные хребты Северного Тянь-Шаня.
Большое Алматинское озеро
Деонисий Мить открыл девятнадцатую по счету выставку. Его фотокартины находятся в частных коллекциях более 30 стран мира. По сути, юбилей творчества – 25 лет, пришелся на прошлый год, но пандемия внесла коррективы.
Место силы
- Здесь собраны работы разного периода: мои любимые пейзажи, в которых запечатлены удивительные места нашей страны. Одно из таких мест – ущелье Баянкол, в Нарынкольском районе, где можно созерцать величественный пик Хан-Тенгри. К счастью, ущелье - закрытое место, так как является погранзоной. И благодаря этой закрытости огромная популяция местной живности сохранена. Флора, фауна размножаются, а в ущелье сохранилась первозданная природа. Хан-Тенгри - место силы, генератор энергетики.
- Ощущаете ли вы в этом месте присутствие некоей космической силы?
- И в городе есть присутствие силы. А там, на Хан-Тенгри, приходит понимание, насколько ты мал. Человек - пылинка в мироздании, в масштабах космоса.
- Кажется, что в ваших пейзажах запечатлена какая-то экзотическая планета. Задаешься вопросом, неужели это моя страна?
- Цветущие маки… Дикий необжитый Устюрт в Мангистау – край, который можно назвать Марсом в Казахстане. Или такыр в степи, по дороге в Урумчи (Алматинская область). Сквозь плотную корку такыра пробился зеленый росток. Это ли ни великое доказательство силы жизни? И все великолепие природы нашей страны перед вами.
Бозжира
Гульмира Шалабаева, директор Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева, заслуженный деятель РК, доктор философии, профессор искусств, лауреат Государственной премии им. Ч. Валиханова:
«Художники умеют выхватить, высветить и показать со своего угла зрения знакомые нам объекты, элементы, пейзажи, цветы. Благодаря художникам мир представлен в ином ракурсе, мы видим, что окружающее нас, действительно, красиво. Это достойно того, чтобы восхищаться, ценить и радоваться плодами труда фотографа. Деонисий Мить открывает для нас новые уголки природы, будь то любимый, родной Алматы или заповедные места Казахстана. И там есть все: и радость жизни, и радость восприятия самой природы. Хочу поблагодарить Деонисия Мить за то, что он делится жизнеутверждающим отношением ко всему окружающему».
Уникальный Казахстан
- У нас исключительная страна с точки зрения концентрации самых разнообразных географических объектов. Есть всё – пустыни, море (Каспий), красивейшие озера, горы, степи. Алматинская область уникальна тем, что мы в один день можем побывать на вершине горы, на четырех-тысячнике, в те же сутки оказаться в пустыне, успеть окунуть ноги в какой-нибудь водоем. Казахстан впечатляет своими масштабами. Я преодолел республику вдоль и поперек на 95%. За 25 лет у меня наезжено больше 200 тысяч километров на личном транспорте. Представьте, сколько кругов неоднократно можно было бы проехать вокруг экватора.
Руслан Карагулов, заместитель главы представительства МИД РК в Алматы, оценил вклад фотографа в искусство Казахстана, а также в развитие культурных контактов между странами:
«На протяжении четверти века Деонисий продвигает имидж, потенциал нашей страны за рубежом. Я знаю, что его работы были опубликованы во многих странах. От имени Министерства иностранных дел хотелось бы выразить благодарность за проделанный труд по популяризации среди зарубежных стран красот нашей природы».
Евгений Бобров, генеральный консул Российской Федерации в Алматы, президент дипломатического клуба, дуайен дипкорпуса в РК, назвал деятельность фотохудожника Деонисия Мить дипмиссией, так как он, пропагандируя уникальную природу Казахстана своими превосходными работами, прокладывает будущие маршруты для международного туризма.
Озеро Аиртавчик
Съемка над пропастью без риска для жизни
Деонисий Мить - профессиональный альпинист, тренер-инструктор горной подготовки альплагеря Туюк-Су, Казахстанского горного клуба. Он неоднократно бывал на четырех- и пятитысячниках, которых множество в Алматинской области. Дважды поднимался на вершину Хан-Тенгри, пик Мраморная стена, пик Талгар.
- Несмотря на то, что мы тренируемся, готовимся, планируем, мы все же имеем дело со стихией. Любое восхождение – это доля определенного риска. У природы свои планы, у нас – свои. Фотоаппарат всегда со мной. Риск существует, но его можно просчитать. И нужно подумать: стоит ли рисковать ради какого-либо кадра?
Байгали Есеналиев, заслуженный деятель РК, генеральный директор Казахстанского авторского общества вручил фотографу лауреатский нагрудный знак Казахстанского авторского общества: «Горжусь, что в составе нашего Казахстанского авторского общества есть Деонисий Мить. Я по профессии актер, часто снимаюсь в тех местах, которые запечатлены в его фотоработах. Смотреть на красоты природы – это одно, но видеть их на снимках Деонисия – совсем другое ощущение. Как сказал Пикассо, это вызывает уйму эмоций, а нам их сегодня не хватает. Сейчас на улице по-зимнему холодно, люди, как бы они ни кутались, мерзнут. Когда я зашел в зал, где находятся работы Деонисия, мне стало тепло. Здесь я увидел и ощутил свою Родину, прекрасный Казахстан».
Пейзаж как формула красоты
Фотоработы Деонисия Мить похожи на картины. Это отмечали многие посетители выставки. И не случайно, ведь фотограф по первому образованию – живописец. Учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Второе образование Деонисия - инженер-радиоконструктор. И это гармоничное сочетание физики и лирики породило собственный узнаваемый стиль фотографа. В пейзажах Денисия присутствуют точность и романтика. Автор «алгеброй гармонию поверил». Но для зрителей формулы построения снимка и авторский расчет не видны, они созерцают восхитительную красоту.
Оксана Танская, куратор выставки, искусствовед, сотрудник ГМИ РК имени А. Кастеева: «Его по праву называют не просто фотографом, но фотохудожником, который рисует светом, при помощи света «оживляет» свое творение и преображает привычные мотивы, создавая особенное настроение. Работая над созданием фотографии, Деонисий предпочитает наблюдать пограничные состояния природы: на закате дня, во время утренней зари или перед грозой, когда все пространство степи и гор, вместе с белоснежными ледниками озаряется розовыми, оранжевыми, янтарными оттенками. Он буквально ловит, останавливает мгновения, придавая им еще больше таинственности, еще больше зрелищности».
В поиске кадра
- Случается, что приезжаешь в горы на протяжении пяти лет, и только однажды, спустя годы, что-то открывается, удается. Но и получается ведь не случайно. В подобной удаче проявляется профессионализм: суметь предугадать лучший снимок - спрогнозировать состояние погоды – на атмосферность, на освещенность, выбрать лучший ракурс. Понимать, когда лучше снимать – осенью или весной. С годами ты приобретаешь опыт и можешь прогнозировать.
Этот опыт Деонисий Мить передает своим ученикам, которых уже немало, часть из них - в России.
Протоиерей Александр и Деонисий Мить – друзья в творчестве и в горных восхождениях. В 2016 году состоялась их совместная фотовыставка «Стихия Тянь-Шаня». Протоиерей Александр поздравил друга с прекрасной выставкой: «Автор – большой мастер. Умение снимать природу – это талант, проявление своего уникального видения. Двое человек могут смотреть на один и тот же объект, но увидеть разное. И у них получится по-разному отразить это. Талант Деонисия заключается в том, чтобы увидеть свой собственный кадр. Стихия – это то, что создано Богом, как и человек. Мы – частичка стихии, природы, поэтому чувствуем душой Божье творение, то, что нас окружает.
Деонисий сотрудничает с русской православной церковью в Казахстане, делает репродукции для строящихся храмов. Помогает в создании временных репродуктивных иконостасов. Пока идет строительство храма, используются фотоизображения, их качество идентично самой иконе. Порой такие иконостасы становятся постоянными.
Подобные работы фотографа есть в храме Успения поселка Первомайский, в нижнем храме Дмитрия Донского, в верхнем храме Благовещения. В новостроящемся Покровском храме весь иконостас основан на работах Деонисия Мить.»
Куда приводят мечты
Деонисий Мить:
- В детстве, как и все в то советское время, мы страдали юношеским максимализмом. Было прочитано много разнообразной литературы. Я вырос в поселке «Институт ядерной физики», там была богатейшая библиотека. Отец воспитывал в труде, детство у меня протекало не только с книжкой в руках, но и с лопатой или тяпкой на земле. Советские мальчишки, мы мечтали быть космонавтами, радиоконструкторами, изобретателями. Но так сложилось, что жизнь по-немногу «выдавила» меня в ремесло фотографии. Своим детям даю реализовать себя в творчестве, которое они выбирают. Сейчас мечтаю выпустить серию книг о природе Казахстана, побывать на высших точках семи континентов, вырастить, воспитать детей достойными гражданами этой земли.
Виталий Воронов – известный юрист, в прошлом депутат Парламента РК, пришел на выставку Деонисия Мить по его приглашению как преданный поклонник таланта и творчества фотографа. Два года назад личное знакомство началось с фотосессии и постепенно переросло в уважительные, дружеские отношения: «Если бы мне представилась возможность выступить на открытии выставки, то я бы не только разделил восхищение присутствующих произведениями Деонисия Мить как фотохудожника, но и обратил бы внимание на любопытный факт из его биографии: он в судебном порядке смог защитить свои авторские права, наказав тем самым" злоумышленников", на них посягнувших. А это заслуживает особого уважения с моей стороны - как практикующего юриста».
Принимая поздравления и благодарность посетителей выставки, автор выразил тревогу за состояние природы Казахстана, и надежду, что ситуацию можно исправить: «Проблема экологии остается острой, актуальной. Необходимо поднимать культуру народа. Люди думают, что культура – это поход в музей, в театр. Культура – это умение жить с окружающим миром, контактировать с людьми, не мешать ни природе, ни людям».
Источник - esquire.kz