В последний месяц лета народная речь пополняется словом «спас». Многие говорят: «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый Спас». Слово «Спас» открывает заглавная буква, поскольку это сокращенная форма от имени Спасителя Иисуса Христа.
В народе слово «спас» связывают и с августовским урожайным временем, когда начинают делать запасы («спасы») различных плодов на зиму. А еще стараются с помощью изобилия трав, витаминов и снадобий избавиться от различных недугов, спастись. Произошло языковое «сращение» народных крестьянских занятий и церковных традиций: Спасами называют три праздника во второй половине лета, которые венчают или открывают важные периоды в календаре православных верующих.
14 августа отмечают первый Спас - Медовый. Такое «кулинарное» название он получил в связи с тем, что пасечники к этому времени начинают качать мёд нового сбора. Поскольку многие пчеловоды считали мёд даром Божьим, соты и другие продукты пчеловодства в этот день было принято с благодарностью приносить в храмы. Соответственно, и мёд употребляли не как лакомство, а как воплощение Божьего дара и милости. Священник окроплял соты и сосуды с мёдом святой водой, освящал и благословлял пчеловодов. Те в свою очередь угощали освященным мёдом родных, друзей, соседей.
В Медовый Спас в храм для освящения также несли лекарственные травы, которыми богат август. Эта традиция живет и сегодня. С наступления Медового Спаса рядом с храмами можно видеть лавочки, где торгуют молодым мёдом, травяными сборами, постными медовыми пряниками, блинами, коврижками, медовым квасом и медовухой. Так что этот Спас – кулинарная услада.
В этот день православные идут в храм не только за мёдом и чаем. 14 августа церковь празднует Происхождение древа Честного и Животворящего креста Господня. Праздник утвердился в воспоминание победы Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и крест и молился перед сражением. В тот же день княжеское войско одержало победу, а само событие легло в основу литературного памятника XII века «Сказание о победе над волжскими булгарами 1164 года».
С Медового Спаса начинается двухнедельный Успенский пост, такой же строгий, как и Великий. Он длится до 27 августа, на следующий день после которого празднуют Успение Богородицы и третий, ореховый, Спас.
19 августа наступает второй, Яблочный Спас. В этот день празднуют Преображение Господне. Единственный день Успенского поста, когда дозволяется есть рыбу. В народе Яблочный Спас часто называют праздником урожая. Этот день было принято считать днем, когда заканчивается лето и начинается осень. С него начинают сбор яблок тех сортов, которые можно сохранить в погребах до самой зимы, а то и дольше. И, опять же, первые собранные плоды по традиции несли в храм для освящения. Затем из этих яблок готовили специальные постные блюда. Также по поверьям, в этот день нельзя заниматься домашними делами, а отведать освященные яблоки — обязательно. Перед тем, как съесть, нужно загадать желание. Считается, что если оно искреннее, то сбудется. В Яблочный Спас можно погадать на будущее: какой вкус будет у первого съеденного яблока, так и продолжится жизнь. Если кислое — ждут трудности, если сладкое — радость и счастье.
В последний, Ореховый, или как его еще называли, Хлебный Спас, из муки нового урожая выпекали хлеб. Говорили: «Третий Спас хлеба припас». Ореховый Спас отмечают 29 августа, в день принесения в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя. Существует легенда, что образ Христа проступил на полотенце, когда он промокнул им лицо после умывания. С того времени известна икона Спас Нерукотворный. С этого образа стали писать не только храмовые иконы, но и вышивать его на воинских знамёнах. Поэтому в народе Третий Спас еще называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне». Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов.
Этот день считается завершением лета и знаменуется началом уборки зерновых культур. В этот день можно было отправиться в лес, на первый сбор урожая орехов, которые к этому времени уже созрели, и их можно было запасать для длительного хранения.
К этому дню старались наткать холсты и полотна, открывалась торговля тканями. В степных областях, если позволяла погода, за три дня до Хлебного Спаса старались начать сеять озимые, чтобы в течение последующих трёх дней закончить.
На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки улетают в три этапа, которые совпадают со Спасами. С третьим Спасом совпадает и последний отлет ласточек. Также замечали, если журавль улетит к третьему Спасу, то на другой праздник, Покров (14 октября), будет морозно.
Автор известного словаря, писатель, этнограф и собиратель фольклора Владимир Даль, составляя календарь земледельца, привёл такие народные наблюдения: «Урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год; замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; и что никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб».
По материалам АПН - dknews.kz