Подвиг есть в сражении, подвиг есть и в борьбе, высший подвиг в терпении, любви и молитве – митрополит Иосиф (Чернов) | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Подвиг есть в сражении, подвиг есть и в борьбе, высший подвиг в терпении, любви и молитве – митрополит Иосиф (Чернов)

714
8 минут
Подвиг есть в сражении, подвиг есть и в борьбе, высший подвиг в терпении, любви и молитве – митрополит Иосиф (Чернов)
Константин Маскаев


Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова) не стало 4 сентября 1975 года. Искренний подвижник православной веры, проповедник и святитель скончался внезапно. Митрополиту было уже за восемьдесят. Но для многих его уход оказался неожиданным – настолько энергичным и полным сил он был в делах. «Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем» - из его письма цитата. 

К себе был требовательным, а с людьми – радушным и хлебосольным, щедрым на мудрое слово и материальное содействие. Слыл прозорливцем, предсказав многим судьбоносные события. Да и о своей смерти был будто осведомлен заранее. Говорил, что смерть его будет связана с ножом. Скончался после операции. И близкую кончину свою предвидел. Вспоминают, что последнее богослужение совершил вечером 29 августа, в день, когда отмечали погребение Божией Матери. Во время обноса плащаницы вокруг собора, окружающие услышали, как владыка произнес: «Вот-вот и мое скоро наступит успение». На шестой день его не стало.

Митрополита Иосифа, при жизни снискавшего любовь прихожан и уважение даже в среде советских партийных деятелей, и сегодня называют одним из самых одухотворенных архиереев последнего времени. Причем, далеко за пределами Казахстана и тех мест, где он провел около тридцати лет своей жизни – вначале как узник Карлага, а затем как правящий архиерей и духовный отец.

В общей сложности Иосиф Чернов провел в заключении около 20 лет, был и в фашистских застенках, избежал расстрела. Но прославился, конечно, не этим: мало ли у нас людей, кто десятки лет проводит на нарах? Даже пережив тяготы каторги, Иосиф сохранил радостное восприятие мира, никогда не унывал и всякие невзгоды воспринимал как испытания крепости веры, поэтому принимал их безропотно и утешал других. 

Впервые Иосифа арестовали и сослали на три года в 1925 году – за то, что активно противостоял обновленческому расколу. Был он тогда молодым 33-летним монашествующим священником. По освобождении получил назначение в Таганрог, где стал служить в Никольском соборе. В ноябре 1932 года его рукоположили в сан епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. В феврале 1933 года назначили временно управлять Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф в то время оставался единственным православным епископом в Ростовской области, кто продолжал бороться против обновленцев. И, конечно, понимал, чем это ему грозит.

В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа увезли ночью. Особое совещание при НКВД СССР вынесло приговор: 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию» по пресловутой статье 58-10 УК РСФСР с отбыванием в северном Ухто-Ижемском ИТЛ. Там он выполнял черновую работу в лагере и на лесоповале, где обморозил пальцы на руках и ногах. А в лагерном лазарете стал заботиться о других больных заключенных и его на время оставили в качестве медбрата. Даже в лагере заключенный Иосиф Чернов сохранял обаяние, душевно шутил, мог приободрить. Но был и трудолюбив, за что его уважали в лагере. 

Лагерь не обозлил его. Напротив – он вышел просветленным человеком с открытым сердцем, способным вместить чужие страдания.

До Великой Отечественной войны служил в Таганроге, куда вернулся после заключения. Но открыто служить не позволяли. Но даже в этих условиях епископ Иосиф тайно совершал монашеские постриги и посвящал во священники. 

news1627.jpg

Во время оккупации немцы позволили открыть храмы и возобновить открытое служение. Они требовали от таганрогского епископа проповедовать в свою пользу, убеждали выдавать евреев, комсомольцев и партизан. Он же ответил отказом и продолжал поминать на богослужениях московского Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Более того, помог некоторым евреям спастись от фашистов и содействовал сбору средств, которые переправлял партизанам. А как-то после литургии выступил с патриотической речью об императоре Петре I и величии России. Немцы расценили это как подрывную работу на оккупированной территории и в ноябре 1943 года епископа Иосифа схватило гестапо.

Под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Немцы спешили с расправой над заключенными, поскольку Красная Армия должна была со дня на день освободить город. Но прихожане собрали горсть ювелирных изделий и сумели подкупить заместителя начальника тюрьмы. В день массовой казни он велел владыке спрятаться под лестницей.

В июне епископ попал в НКВД, где его подозревали в связи с фашистами и приговорили к 10 годам заключения. Начало срока отбывал в Челябинском лагере особого назначения. А в 1948 году оказался в посёлке Спасск в составе Карлага. Освободили владыку 1954-м без права селиться в крупных городах и на два года отправили в ссылку в посёлок Ак-Кудук в Кокчетавской области. 

Только в 1956 епископ Иосиф году смог вернуться из ссылки и в ноябре получил назначение возглавить Петропавловскую епархию. 

Архиепископом Алма-Атинским он стал в непростой период. После смерти митрополита Николая (Могилевского), в кафедральном соборе происходили конфликты. Одни прихожане хотели, чтобы епископом стал архимандрит Афанасий, другие – чтобы архимандрит Пафнутий. Святейший же Патриарх Алексий I послал в Алма-Ату архиепископа Иннокентия. Но и эту кандидатуру здесь не восприняли. Женщины даже легли на дорогу перед машиной, которая везла архиепископа в собор. Поэтому в Алма-Ате владыке Иосифу выпало стать миротворцем. Он в две-три проповеди сумел заслужить доверие паствы и успокоить непримиримых. И оказался достойнейшим преемником владыки Николая.

И в тот период, и позже народ был уверен, что Господь слышит святителя Иосифа и наделил его даром провидений, поэтому часто обращались к нему за молитвенной помощью. К месту его захоронения на Центральном кладбище Алматы и сегодня продолжают совершать паломничества, в том числе из дальних стран. Многие иерархи православной церкви – кто по личному опыту, кто по интуитивному прозрению – убедились, что по обращению к святителю Иосифу устраиваются дела, успокаиваются тревоги. 

news1626.jpg

Его могила с крестом из красного гранита устроена так, что ее поверхность – это песочница, в которой не гаснут свечи. А среди них прихожане втыкают в песок записочки, обращаясь в них к митрополиту Иосифу с просьбой помолиться об их печалях и чаяниях пред Господом. И говорят, что Иосиф эти просьбы исполняет. 

В недалеком прошлом его могилу посещали Василий Лановой и Ирина Купченко. Поклонились Иосифу народный артист СССР Алексей Петренко, режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе. Об обретении наследника горячо просила и Ирина Гринева. Теперь воспитывает дочь Василису. 

Еще пример, когда совершенно безнадежная ситуация чудесным образом разрешилась после неумелой, простой, но совершенно искренней молитвы у могилы митрополита Иосифа. Семейная пара – известный ныне режиссер и его избранница служили в Театре на Таганке в Москве, почти 12 лет оставались без детей. Обследовавшие супругу различные врачи были уверены, что женщина не сможет иметь детей, особенно после замершей беременности и гибели плода. Обратиться к митрополиту Иосифу их благословил протоиерей Владимир Ригин, настоятель Покровской церкви в Москве, который в свое время получил благословение владыки Иосифа, и, как тот и обещал, стал самым молодым протоиереем в Москве. Супруги посетили могилу святителя Иосифа. В семье растут уже три девочки. Музыкальные, творчески одаренные.

Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Александр так сказал о владыке Иосифе: «Через митрополита Казахстанского Иосифа мы с вами, православные христиане, живущие в ХХI веке, имеем прочную духовную связь с подвижниками благочестия, с праведниками, мучениками за веру и святителями XIX и XX  столетий, чувствуем и признаем свою принадлежность к нашей великой и многострадальной церкви. 

Чтобы быть достойными наследниками новомучеников, исповедников и праведников казахстанских, среди сонма которых особое место занимает владыка Иосиф (Чернов), надо 4по апостольскому слову подражать их вере».

Сам же митрополит Иосиф оставил потомкам и последователям такое напутствие:

«Мы, служители алтаря Божиего, всегда молимся за наш Казахстан, за все города и села нашей страны и за каждого человека, чтобы Господь послал всем мир, здоровье и долголетие! Поверьте мне, я вам говорю то, что исходит от сердца! Я говорю от искренней к вам любви и правды! Радость от Господа, мир сердцу вашему да будет с вами во все дни ваши». 

По материалам АПН: -  dknews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...