Сегодня в век «Новой этики», движения Metoo и горячих споров вокруг нового витка развития феминизма, далеко не всегда вспоминают великого казахского педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина. Между тем во многом благодаря ему было реализовано одно из важнейших для казахских женщин прав – право получать образование. Для казахской степи конца XIX века это стало гендерной революцией.
Сказать, что положение казахской женщины во второй половине XIX века было тяжелым – не сказать вообще ничего. Участь большинства казахских женщин - обустраивать тяжелый быт кочевника. Лишь некоторым женам представителей знати было доступно домашнее образование, большинство об этом и мечтать не смели. Да и знаменитая эмансипированность и воинственность казахских женщин во второй половине позапрошлого века фактически сошла на нет. Хотя в прошлые века казахская степь знала и легендарных сакских цариц Томирис и Зарину, и участниц казахско-джунгарских войн Айтолкын – дочь султана Абылая, Есенбике – дочь Карасай-батыра, Айбике – дочь Буланбай-батыра и Гаухар, дочь Кабанбай-батыра, создавшую первый женский разведывательный отряд. В XIX веке все стало совершенно иначе – времена более не требовали ратных подвигов от женщин. За ними снова закрепилась роль «хранительниц очага», хотя к тому времени знатные казахские женщины все чаще проявляли тягу к общественной жизни. Можно вспомнить знаменитую Бопай-ханум, жену Абулхаир-хана, которая стала вмешиваться в государственные и дипломатические дела Казахского ханства и весьма активно влиять на политику мужа. Или внучку Абылай-хана Айганым, ставшую первой женщиной-султаном в области Сибирских киргизов.
Но даже тогда такие карьеры и судьбы были лишь единичными случаями в кругу элит. Даже среди степной знати женщины и не помышляли о самостоятельной деятельности. Хотя они были обременены куда меньшим бытовым трудом, чем женщины из простых семей. Впрочем, все поданные женщины Российской империи, куда входил тогда Казахстан, в те времена не имели никаких прав. Но вторая половина XIX века - уникальное время, когда сошлось несколько факторов, позволивших появиться на свет казахскому феминизму.
Заслугу Ибрая Алтынсарина в защите прав женщин трудно переоценить. Обучаясь в интернате при Оренбургской пограничной комиссии, он читал много русской и европейской литературы, которая повлияла на его становление. А в 1850-60-е годы невероятную популярность среди читающей публики имел роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», где впервые ставились вопросы о положении женщины в обществе и том, что женщина может себе позволить. Идея, что женщина имеет право на гораздо большее, чем определено ей современным обществом, буквально витала в атмосфере Европы и России. Это не могло не повлиять на Ибрая Алтынсарина, который с одной стороны был чуток ко всему новому, с другой - видел плачевное положение большинства соотечественниц.
Прогрессивному для своего времени Алтынсарину повезло получить хорошее образование по праву рождения. Будучи внуком бия Балкожи Жанбуршина, он принадлежал к знатному сословию в степи. Неравнодушие к судьбам других людей привело его к делу жизни - народному образованию, едва он закончил гимназию.
Первой «ласточкой» его карьеры стала казахская школа в Тургае в 1860 году, где он преподавал русский язык. Успехам его проектов во многом способствовало близкое знакомство с учеными-востоковедами Василием Григорьевым и Николаем Ильминским, с которыми Алтынсарин познакомился в Оренбурге. Влиятельные люди, они могли замолвить за него словечко в Петербурге.
Хотя со временем и сам Ибрай Алтынсарин приобрел авторитет в глазах столичных чиновников. К нему с уважением относился министр народного просвещения Дмитрий Толстой, назначивший его инспектором казахских школ в Тургайской области. Переводя на современный язык, инспектор казахских школ – почти то же самое, что министр среднего образования. В разные годы Алтынсарин работал на разных должностях – от делопроизводителя Тургайского уездного управления до уездного судьи. Но именно на педагогическом поприще он сделал себе имя и заслужил благодарность потомков.
Деятельность Алтынсарина во многом пришлась на период великих реформ Александра II, когда быстро внедрялось все новое. В частности, именно император-реформатор в 1871 году подписал указ, разрешающий нанимать женщин на госслужбу. Тогда-то в разных уголках государства срочно понадобились квалифицированные женщины. И если в столицах для этого были Институты благородных девиц, «бестужевские курсы», то в провинции ни о чем подобном и не мечтали. Тем более - на национальных окраинах, где вопрос обучения местного населения всегда относился к разряду проблемных.
Понадобился авторитет такого человека, как Ибрай Алтынсарин. Именно он пробил у начальства появление первого женского училища в Иргизе. Первый набор учениц состоял исключительно из русских девочек. Однако уже через год, в 1888 году при училище был открыт интернат для учениц казахской национальности. Позже учебные заведения подобного рода открылись в Тургае, Кустанае, Карабутаке и Актюбинске.
Надо сказать, что бурная деятельность Алтынсарина порождала вокруг него немало легенд. Многие русские ученики и в особенности ученицы открытых им женских школ называли Алтынсарина на русский манер – Иваном Алексеевичем. В связи с этим по Кустанаю, Тургаю и Оренбургу поползли слухи, что педагог принял православное крещение и именно этим объясняется его быстрый карьерный взлет. На самом деле, конечно, это было не так. По крайней мере, никаких вразумительных доказательств принятия им христианства по сей день не обнаружено. Ибрай Алтынсарин был мусульманином, однако свято верил в то, что достигнуть успехов в образовании и просвещении люди могут только лишь в тесном взаимодействии культур: казахской и русской, а посредством нее и европейской. А также мусульманской и православной – в дружбе и взаимоуважении представителей этих религий, живущих бок о бок. В подведомственных ему училищах изучали основы ислама на уроках «магометанского закона» и православия на уроках «закона Божьего».
Кроме того, отдельное внимание Алтынсарин уделял обучению молодых ребят ремеслам, так как видел, что будущее казахского народа - в переходе на оседлую жизнь и развитии городов. А людей рабочих специальностей среди казахов в XIX веке было очень мало.
В начале XX века в Казахстане сложилась система национальных ново-методных школ, основанных на принципах джадидизма. Джадидизм – это своего рода исламский либерализм, основанный на идеях крымско-татарского писателя и философа Исмаила Гаспринского. Новометодные школы позволили казахским девушкам овладеть русским и, как минимум, одним восточным языком и получить достаточный запас знаний для поступления в российские и даже европейские университеты.
Как трудоустраивались выпускницы этих училищ? Как правило, они шли работать преподавательницами в те же самые училища и гимназии. Это самый массовый пример трудоустройства женщин в империи. На ниве образования даже стали делать карьеры. Первая женщина-педагог Казахстана Хуснижамал Нуралыханов, открывшала в конце XIX века первую школу для казахских девочек. В начале XX века педагог Газиза Малдыбаева вместе с супругом Мустахимом открыли ещё несколько национальных школ.
Впрочем, некоторые женщины осваивали новые для себя специальности. Например, журналистки Мариям Сейдалина и Назипа Кулжанова считаются основательницами казахской женской печати. Кулжанова работала в нескольких национально-демократических изданиях, а в дальнейшем - в советской прессе. Помимо журналистики она также занималась написанием учебников и переводческим делом.
Первой женщиной-врачом казахской национальности в Российской империи стала Гульсум Асфендиарова, которая в 1908 году закончила Петербургский женский медицинский институт.
В целом, судьба казахских женщин – один из главных вопросов, волновавших казахскую интеллигенцию на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Даже первый казахский роман был написан именно на эту тему. Произведение Мыржакипа Дулатова «Несчастная Жамал» стало настоящей сенсацией. Главная героиня романа – девушка из богатой семьи читает книги, тянется к просвещению и верит, что ее жизнь изменится. Но нравы патриархального общества таковы, что ее заставляют выйти замуж за нелюбимого по настоянию авторитарных родителей. Пытаясь сопротивляться, и доказывая, что имеет право на собственную судьбу, Жамал попадает в водоворот драматических событий, которые не оставляют ей права на счастье.
Можно сказать, что эмансипация казахских женщин – во многом плод деятельности Ибрая Алтынсарина, его учеников и последователей. Все известные казахские женщины начинали свой путь в этих училищах, которые появились в Казахстане во многом усилиями Алтынсарина. И хотя процент образованных женщин в казахской степи вырос, и даже стали появляться сделавшие карьеру казашки, потребовался еще один век, чтобы изменить ситуацию в корне. Как ни парадоксально, сегодняшние казахские феминистки в первую очередь должны быть благодарны Ибраю Алтынсарину за то, что тот обеспечил казахским женщинам ключевое право – получать знания.
Фото АПН, Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина, открытые источники
Источник - tengrinews.kz