
В Алматы фактически достроен крематорий, осталось завершить работы по подключению инженерных сетей, но запуск переносят уже несколько лет. Между тем в обществе продолжаются споры по поводу этичности кремации. АПН узнало, что об этом думают священнослужители.
Кремацией пользовались еще в Древнем Риме и Древней Греции. Также широко она применяется в странах, где преобладающее большинство населения исповедует буддизм. Например, в Японии, Китае, Корее, Индии и ряде других стран Юго-Восточной Азии.
При этом иеромонах Исаак Истелюев отмечает, что в целом христианство против кремации, но, когда государственная система диктует свои правила, Православная Церковь принимает новшества.
Иеромонах Исаак Истелюев
«Например, в Японии кремация обязательна, потому что там просто негде хоронить. Так и в Алматы ситуация с местами для захоронения тоже критическая, наблюдается острая нехватка мест для захоронения. Поэтому в реалиях современности люди нехристианского мировоззрения уже готовы перейти к такому нетрадиционному методу погребения.
В христианстве же считается, что из земли пришли, в землю и уходим («земля еси, и в землю отыдеши»). Кремация – это даже больше вопрос этики. Мы понимаем, что в разных религиях все по-разному относятся к кремации.
Разумеется, и отпевать перед кремацией священники будут, так как мы же будем молиться о душе покойного», – сказал священнослужитель.
Он отметил, что многие люди задаются вопросом: если кремировать тело, как тогда можно говорить о воскресении при Страшном Суде?
«На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Думаю, сможем, нам же Спаситель обещает новые тела. Может, стоит к этому проще относиться… Будем надеяться, что Господь даст нам нужное тело и облачит его в новое облачение, то есть в одежду. Не голыми же пойдем на суд Божий. Господь всех воскресит, мы же верим в это», – заключил священник.
Наиб-имам Центральной мечети города Алматы Руслан Каиргельды отметил, что кремация противоречит всем канонам ислама.
справа Наиб-имам Центральной мечети города Алматы Руслан Каиргельды
«Такого аята о кремации в Коране нет, но есть учение, есть слова Пророка Мухаммеда, что нельзя относиться к телу покойного недостойно. И, исходя из всего этого, кремация полностью противоречит учению ислама. В исламе говорится, как человека омывать, как заворачивать в саван, как хоронить и так далее. Для истинного мусульманина кремация – это большой грех», – сказал он.
Руслан Каиргельды в продолжение темы также привел материалы Духового управления мусульман Казахстана (ДУМК) о кремации. По законам ислама, тела мусульман не подлежат кремации. Это противоречит святости человеческого бытия. В Коране Бог говорит, что вознес человека над другими творениями:
«Мы оказали почет потомкам Адама и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями».
Как отмечает имам, Пророк предупреждал, что ни одно насекомое не должно быть наказано огнем. В другом хадисе Пророк сказал: «Сломать кость умершему человеку подобно тому, что её сломают живому». То есть человек достоин уважения независимо от того, жив ли он или мертв.
Образец погребения описан в Коране в рассказе об Авеле и Каине (Хабил и Кабил). То есть, по законам шариата, тело умершего хоронят.
Портал АПН отправил в акимат Алматы запрос о том, когда запустят крематорий в Алматы и как будет организована его работа.