Печатный Дон Кихот в эпоху интернета | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Печатный Дон Кихот в эпоху интернета

841
10 минут
Печатный Дон Кихот в эпоху интернета
Галя Галкина. Фото: АПН

В Алматы в арт-галерее «Триумф» открыта персональная выставка известного казахстанского карикатуриста, издателя и главного редактора газеты «Иссык» Ибрагима Кубекова. Открытие экспозиции совпало с Днем журналистики, и посетители поздравляли виновника торжества не только с выставкой, но и с профессиональным праздником

Ибрагим Кубеков, представитель двух профессий – художник и журналист, состоялся в обеих. А для кого-то из посетителей было удивительно узнать, что живописец и график Кубеков более двадцати лет выпускал еженедельник «Иссык». Он знает все о газете – как издатель и редактор. Его издание влияло на целый регион, включая город Иссык, Енбекшиказахский район и Алматинскую область. 

news3725.jpg

На презентации мастер рассказывал коллегам-журналистами о газете и ее проблемах, а с художниками обсуждал отдельные полотна, тонкости работы с гуашью и бумагой.  

Один из самых ярких и известных карикатуристов, шаржистов, Кубеков долгие годы создавал острые, актуальные, смешные, наповал разящие чиновников карикатуры на страницах ведущих газет «Караван», «Ковчег», «Страна и мир», «Мегаполис», на портале «Информбюро». Редакторы знали, что львиная доля популярности газет – заслуга художника. А он с репортерской хваткой брался за самые злободневные темы, не уступая пишущим журналистам в остроте подачи темы.   Знаю, что были у него поклонники, которые еще в советское время вырезали рисунки Кубекова, создавали альбомы с его карикатурами. На шаржи Ибрагима откликались политики, чиновники, общественные деятели. 

news3726.jpg

Шаржи. Жаманкулов. Мухамедиулы

Ибрагим, работая во всех перечисленных изданиях, жил в гуще событий, с дотошностью вникал, въедался в «мясо» газетной жизни, так он проходил свою школу журналистики. И к тому времени, когда он решил выпускать собственное издание, чтобы помочь жителям Иссыка решать социальные проблемы, уже знал о газете все. Так ему тогда казалось. Но именно такая уверенность (иногда заблуждение) и дает энергию безбоязненно двигаться вперед. 

news3727.jpg

микры. гуашь. 2022 

В1999 году Ибрагим открыл газету «Иссык». Он верил в силу печатного слова и рисунка из практики. Газета существует 23 года, в основе ее развития – энтузиазм издателя, его профессиональной команды и личные финансовые вливания. Изначально – минимальные. Но сегодня оптимизм издателя откровенно угас, Ибрагим сокрушается, что «Иссык» станет последней бумажной газетой в истории СМИ, которая пытается противостоять интернету без надежды на победу. 

news3728.jpg

журналисты и художники


- Вы все еще сопротивляетесь, удерживаете свою читательскую аудиторию? 

- Наверное, я погорячился, уже нет ни средств, ни сил, ни даже желания тянуть газету, которая не приносит ни единого тенге. Выпускаем ее изначально без дотаций, я ни копейки не получил со стороны на издание газеты, ни копейки не вернулось в виде прибыли. Сейчас самое трудное время. Сказываются экономические проблемы, последствия ковида. А, главное, люди, наши читатели, уходят в интернет, в соцсети. И очень скоро бумажная газета станет экспонатом музея. 

Да, «Иссычка», как ее ласково называли внутри редакции, смело бралась за темы, в которых фигурировали нечистоплотные чиновники, решала социальные проблемы Иссыка, района и области. Ее опасались критикуемые персоны и любили читатели, которые обрели в лице редакции заступников, борцов за справедливость. Еженедельник продолжает выходить, с ним считаются как с разоблачителем недостатков. Но Ибрагиму кажется, что его издание - Дон Кихот, который сражается с ветряными мельницами. И все же газета «Иссык» вполне успешный проект, хотя и близится, по мнению издателя, к финалу. Даже если срок газеты истек, все же значителен ее вклад в развитие региона. И более чем 20-летняя история издания может уложиться в несколько строчек. 

Кубеков рассказывает: 

- Самый первый тираж остался в сарае на растопку бани. Около 1000 экземпляров. Через год газету уже раскупали. В 2010-м году 3500 экземпляров. В 2015 году - 4,5 тыс. экз. Реклама, объявления позволяли держаться на плаву. Сейчас, в силу известных причин, тираж упал, составляет около 2 тыс. экз. И прослеживается тенденция на медленное снижение. Было время, зарабатывал хорошо. В «плюсах» нашего проекта - остаются средства на зарплаты работникам и типографские услуги. Сегодня уже не получаю прибыль.


- Как издатель вы гордитесь своей газетой? 

- Я гордился тем, что газета была нужна людям. Ее раньше брали, как горячие пирожки. Сейчас уже нет былой востребованности, скажу прямо. Денег хватает лишь на зарплату людям, на утряску экономических проблем, на заказ тиража и прочее. Но уже, наверное, хватит бороться за издание, я не настолько альтруистичен. Хотя и не жалею ни об одном потраченном тенге. Мы прожили целый пласт жизни вместе с газетой. Она была хорошим игроком на общественном поле. Трижды судились по разным поводам, столько же выиграли суды. Поскольку я - издатель и редактор в одном лице, то никто мне не навязывал свою волю, нам не приходилось обслуживать чьи-то интересы. И я так же волен сегодня печатать или закрыть газету.

news3729.jpg

Коллеги. Айгуль Мусабаева, Ибрагим Кубеков

Айгуль Мусабаева – корреспондент газеты, коллега и друг Ибрагима Кубекова. В настоящее время – предприниматель, немного юрист. Ей пригодились все навыки и умения: технологическое образование, плюс опыт работы в газете. «Иссычка» с Ибрагимом Кубековым для Айгуль Мусабаевой – важнейший этап в жизни: «Мы работали с большим воодушевлением, нам было весело. Мы строили чиновников и руководителей всех мастей. Это незабываемо. Время летит быстро, все будто недавно начиналось. Жизнь в редакции была сплошным адреналином. Меня неудержимо несло: «Сбейте меня палками, я не могу приземлиться». Работала днем и ночью. Даже во сне продолжала выпускать газету. Ибрагим Манайдарович изменил мою жизнь, открыл новые горизонты. Журналистика для меня была недоступной профессией, никогда ее на себя не мерила, не думала, что смогу в ней находиться, что потяну. Ибрагим Манайдарович – человек, который может находить таланты, лелеять и взращивать их. Я металась, суетилась, Ибрагим умел успокоить, усадить за редакционный стол. Он объяснял принципы профессии, призывал не суетится, а спокойно и вдумчиво работать. Мне казалось, что тридцать лет – возраст, когда человек уже устоялся, остепенился. Мой редактор подпитал мою уверенность в себе, поднял мои амбиции. И это здорово». 

Для Айгуль Мусабаевой выставка живописи и графики Ибрагима – тот случай, когда человек, которого ты вроде бы знаешь, вдруг открывается тебе во всей полноте.

news3730.jpg

Ронечка 2. акрил.2021

Ибрагим Кубеков стал открытием для всех посетителей выставки – почти сто работ художника показали, как мало мы знаем его творческий потенциал. 

news3731.jpg

четыре сучки. акрил. 2022

Циклы картин, посвященные женщине, детям, множество работ, где главный персонаж – собака. Серии работ о женщине – словно репортажи о ней в полотнах - о ее повседневной жизни. Все-таки журналистская составляющая Кубекова проявляет себя и в живописи, графике. 

news3732.jpg

дувал 1. комп. графика акрил. 2020

И сколь много сюжетов вы ни увидите здесь, все равно останется тайна, загадка. Нужно ли разгадывать эту загадку? И восприятие работ у зрителей – глубоко индивидуальное, не совпадающее с каким-то каноном.  

news3734.jpg

До Ковида. акрил. 2019

Ему достаточно этого одного мимолетного движения, все остальное можно и не рисовать. Завидую Ибрагиму: он настолько влюблен в женщину, что умеет увидеть то, что многим не дано. А насколько точен он в своих шаржах. Посмотрите на шаржированный дуэт Жаманкулова-Мухамедиулы. Рисунки создавались задолго до разногласий этих известных в общественном поле людей. Ибрагим Кубеков с художническим прозрением будто угадал, что эти двое, артист Жаманкулов и бывший министр культуры и спорта Мухамедиулы, однажды столкнутся в неразрешимом конфликте. Художник с репортерским чутьем заметил, увидел контраст этих людей, предвидел, что они неизбежно сойдутся в войне. Он будто говорит: «Ребята, со мной же никто не судится из-за каких-то работ. Я просто сижу, работаю, делаю картины, получаю удовольствие. И даю своему зрителю кайф». Ибрагим приглашает друзей посмотреть на плоды его труда. А мы удивляемся тому, как много он создал, сколько всего сумел осмыслить. Удивляешься, подвластно ли человеку одному столько сделать?» 

news3735.jpg

- Вам помогают навыки рисовальщика при верстке газеты? 

- Мы многостаночники. В одном лице издатель и редактор, участь ответ-секретаря мы разделили с верстальщицей. Иногда и карикатуры рисую для «Иссычки», но всё больше - в Караван.

- Как правило, на счету любого издания есть история какого-либо открытия. А у вас что-то подобное было?

- Был однажды репортаж о том, как в поселке Алмалы, возле кладбища, жители нашли в земле книги религиозного плана. Нам позвонили, мы отправили журналиста. Но так и не удалось выяснить, кто закопал. Нашли около дюжины полусгнивших книг. Часть отвезли в храм Есика. Священники их изучили и сказали, что большой ценности книги не представляют.

news3736.jpg

Иисус и Пилат

 - Загадочная история. Если касаться религии, веры, у Вас есть одна - «Иисус Христос и Понтий Пилат»...

- Я с религией, верой «на вы». Сказывается советское воспитание. Но, конечно, размышляю об этих вещах. Картину «Иисус Христос и Понтий Пилат» написал в этом году. Меня удивляет отношение к сакральному. Людям сказали, что Иисус был с бородой, длинными волосами, отрешенным взглядом. Христос взирает на нас с икон таким загадочным и отстраненным, будто он не человек. Но он - богочеловек, это библейская истина. И все-таки он – человек.

- На вашей картине он похож на нашего интеллигента 70-х, 80-х и даже - 2020-х годов. Имеет сходство с алматинцем, коллегой, соседом, может быть, братом.

- Мы точно не знаем, как именно он выглядел. Иисус был таким, какими мы знаем самых добропорядочных граждан нашего общества, - сдержанным, боголюбивым, законопослушным. Он призывал сограждан соблюдать порядок, нормы, правила. Изгнал торговцев из храма, призывал к моральной чистоте.

- Ваш Понтий Пилат похож на тяжелоатлета, завсегдатая тренажерных залов. И он неотвратим как рок. 

- Понтий Пилат – воплощение силы, власти. А в этом конкретном случае в его власти находится Иисус Христос. Разумеется, Пилат превосходит Христа в физической силе, давит на него, как домкрат, нависает над ним. Но, совершенно очевидно, римский префект не сломал, не сломил своего оппонента. Уничтожил физически, но не сломил его дух. Ни с кем не спорю в этом полотне. Не пытаюсь что-то доказать. Я выразил свое отношение. В эпоху, когда жил Иисус, население большей частью было безграмотным, люди - подвержены слухам, приметам, предрассудкам. Ритуальность заменяла им веру. А на этом фоне расцветают запреты и табуированность. Отсюда рождается категоричность суждений, запреты, дурацкие предписания. И исчезает собственно свобода. А всего-то и надо быть хорошим и добрым, чтобы всем было хорошо.  Говорят, будто в споре рождается истина. Вовсе нет! В споре рождается вражда, война, зависть, ненависть. И ведь никто и ничего не может доказать в споре. А давайте не спорить. Тогда и не впадем в ненависть и злобу. Нужно просто уважать чужое мнение и чужую свободу.

На выставке Ибрагима Кубекова есть еще одна загадочная картина «Учитель». Спросила, кто на ней изображен, он ответил уклончиво: «Это собирательный образ». Но лицо Учителя мне показалось знакомым. 


По материалам -  baigenews.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...