С понедельника, 18 апреля, православные христиане вступили в самый строгий период после Великого поста – Страстную седмицу. И переживают самые важные дни, которые и лежат в основе христианства.
Дни этой недели предваряют самый светлый христианский праздник - Пасху. Но посвящены они последним земным шагам Иисуса Христа, завершившимся скорбями, казнью и Воскресением.
Все эти дни, начиная с Лазаревой субботы и Вербного воскресенья церковь и верующие духовно следуют за Христом в Иерусалим, посещают Тайную вечерю, переживают предательство одного из учеников, чтобы «сораспяться» с Ним и воскреснуть для новой жизни.
В мировой культуре трудно найти более распространенную историю, которая бы нашла столь множественное отражение в живописи, кино, литературе, дискуссиях и размышлениях. И, вероятно, в Старом и Новом свете не найдется людей, кто не знает эту историю хотя бы поверхностно.
Сегодня достаточно источников, чтобы представить те несколько дней весны 33 года, по исходу которых Христос принял смерть на распятии, а затем воскрес, открыв человечеству дорогу в жизнь вечную – через веру, покаяние и приобщение Христовых Таинств.
Астрономические расчеты позволяют установить точную дату празднования Пасхи в то далекое, отнесенное от нас более чем на две тысячи лет назад время – 3 апреля 33 года н.э. (по григорианскому календарю). И помогают представить, как за неделю до этого 13 путников в потоке паломников приближаются к Иерусалиму. Это Иисус ведет двенадцать учеников в столицу Древнего Израиля.
К тому времени Иисус мог привести с собой тысячи последователей, которые бы обеспечили безопасность всей группе. Но важно понимать, что Иисус сознательно идет на Голгофу.
В окрестности Иерусалима, Вифанию, апостолы и Учитель приходят 28 марта (или поздним вечером 27-го, поскольку в Иудее началом дня считают не восход, а предшествующий закат).
Христос и ученики намерены остановиться на ночлег неподалеку от дома ранее знакомого им праведного Лазаря и его сестер, Марфы и Марии. Однако Лазарь уже четыре дня, как скончался (о чем Иисусу известно). И чтобы укрепить веру учеников и скорбящих по Лазарю иудеев, Иисус говорит открыть пещеру, где тот погребен, возносит молитву и выводит воскресшего Лазаря из склепа на обозрение и изумление собравшихся.
Многие тогда уверовали. Фарисеи же доложили об этом первосвященнику, после чего тот утвердился в намерении казнить Иисуса.
Ученики и Учитель оставались в компании Лазаря, его сестер и других людей, и ужинали. При этом Мария наносит на уставшие от дороги ноги Христа драгоценное миро (ароматическое масло) и отирает их своими волосами.
В память о тех событиях отмечают Лазареву субботу. В этот день церковный устав дозволяет небольшое послабление поста в виде рыбьей икры.
В следующее за той субботой воскресенье, как и написано в ветхозаветном пророчестве, Иисус въезжает в Иерусалим. Он едет на осле, но встречают Его как царя, который освободит народ от иноземцев. Все ликуют и устилают дорогу пальмовыми ветвями и своими одеждами. Жители встречают Христа, восклицая, «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».
На овации приходит кто-то из раввинов-фарисеев и требует, чтобы Христос запретил встречающим выкрикивать такие слова. На что Он отвечает: «Если они умолкнут, камни возопиют».
Из года в год Вход Господень в Иерусалим отмечают Вербным воскресеньем. Довольно сдержанный праздник с печалью в основе: Христос приходит, чтобы принять приговор и смерть от представителей римской власти.
В традиции православной церкви символом пальмовых ветвей и праздника стали ветки вербы – одного из первых весенних кустарников, который распускается соцветиями, напоминающими белые мягкие шарики из меха.
В следующие дни Христос каждый день посещает город и проповедует в храме перед паломниками о близости Судного Дня и угрозе катаклизмов, которые должны обрушиться на жителей города в его преддверии.
Все дни перед арестом полны напряжения. При этом, наблюдая восторженный прием в Иерихоне и Иерусалиме, апостолы ждут воцарения Учителя. В один из вечеров сестра Лазаря даже умащивает Его голову, в чем ближнее окружение видит своего рода помазание на царство. Однако сам Иисус говорит, что «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению».
Несмотря на пророчества Христа о смерти, апостолы отказываются в них верить и ждут его прихода к власти. Кроме того, они уже убедились: перед ними Богочеловек. Поэтому они, вероятно, надеются, что Иисус устроит всё как-то иначе. Апостол Пётр пытается отговорить Его исполнять собственное предсказание о казни.
В среду один из апостолов, Иуда Искариот, предлагает страже в обмен на небольшую сумму привести Иисуса в условное место, где его должны схватить.
Великий четверг среди дней Страстной седмицы занимает особое место. В этот день Иисус поручает ученикам найти укромное место, где им предстоит вместе отпраздновать Пасху. В ходе Тайной вечери Он которой делит меж собравшимися хлеб, говоря: «Примите, едите; сие есть Тело Мое». Затем подает им чашу с вином, говоря: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Из этого следует установление Таинства Евхаристии, которое совершает церковь и верующие – Святое Причастие хлебом и вином – святынями, которые являются телом и кровью Христовой.
Ночью ученики вместе с Иисусом идут на гору Элеон, где их окружают предупрежденные Иудой стражники. Солдаты не знают, кого они должны схватить. Иуда говорит им, что это будет тот, кого он поцелует. Его поцелуй становится символом предательства.
Следует суд, и прокуратор Иудеи Понтий Пилат колеблется: нужно ли казнить мудрого странника? Но народ, который в минувшее воскресенье воздавал Христу: «Осанна!», вдруг кричит: «Распни его!».
Казнь назначена на пятницу. С тех пор каждая пятница церковного года является самым скорбным и постным днём. Днём скорого суда, распятия, страдания и смерти Христа.
Шесть долгих часов Господь страдает на Кресте, искупая человечество от грехов. Все это время Он молился Отцу за мучителей, говоря: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». С того времени христиане не приносят кровавой жертвы, не убивают ради жертвы животных. Воздержание в пост от пищи, для производства которой придется пролить кровь животных, связана именно с этим.
Великую субботу уверовавшие во Христа и ученики Его готовились к погребальным процедурам. С наступлением ночи Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия принесли к пещере, где положили тело Иисуса, ароматные масла для помазания. Но обнаружили, что прикрывавший вход камень сдвинут. Тела в склепе – не было. Лишь одетый в белую одежду юноша, который сказал встревоженным женщинам: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь». Тем не менее, испуганные женщины убежали, не сказав никому об увиденном.
Первой Христос посетил Марию Магдалину. После чего она пошла и возвестила рыдающим и скорбящим апостолам, что Он жив и она видела Его.
Позже, уже именуемая равноапостольной и святой, Мария Магдалина проповедовала в Риме, где преподнесла императору Тиберию куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!». Римский император возразил, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в то, что кому-либо из живущих на Земле доступна способность воскресения. После этих слов, на глазах у собравшихся, преподнесенное Магдалиной куриное яйцо изменило цвет на красный.
Окрашивание яиц в красный и другие цвета – самая распространенная пасхальная традиция. Куриное яйцо символизирует рождение новой жизни. Спасатель своей смертью на Кресте искупил грехи всего человечества и подарил новую жизнь. Скорлупа куриного яйца символизирует гроб, в котором скрыта жизнь вечная, а красный цвет — пролитую Иисусом Христом кровь.
Ранним Пасхальным утром освященные в храме яйца, кулич и другие продукты становятся первой трапезой после длительного и сложного Великого поста, который предшествует Светлому Христову Воскресению.
Источник - kzaif.kz