84 года назад, 15 августа 1937 года, вышел приказ НКВД «Об операции по репрессированию жен и детей изменников Родины».
Без доказательства вины людей арестовывали и направляли в лагеря. Так уничтожались тысячи семей. В течение нескольких месяцев были осуждены на 5-8 лет исправительно-трудовых лагерей практически все жены «изменников Родины».
Именно для них на основании приказа НКВД от 3 декабря 1937 года на базе так называемой «26-ой точки», поселка труд-поселения, и было образовано Акмолинское спецотделение Карлага НКВД – горько известный «Акмолинский лагерь жен изменников Родины», в народе - «АЛЖИР».
Первая партия жен изменников родины поступила в АЛЖИР 6 января 1938 года. В заточении оказались жены известных государственных, политических и общественных деятелей, чьи имена были широко известны на всем постсоветском пространстве: Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова; певица, народная любимица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова, Наталия Сац, создательница детских музыкальных театров; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жены писателей: Бориса Пильняка - Кира Андронникошвили, Юрия Трифонова - Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и другие. Азиза Рыскулова, супруга государственного деятеля Турара Рыскулова, была отправлена в АЛЖИР вместе с восьмимесячной дочерью после расстрела мужа. Вместе с ней была арестована и ее мать - Алифа Есенгулова, которую арестовали по обвинению в шпионаже за своим зятем. Женщину осудили на восемь лет, она умерла за день до окончания срока заключения.
Гертруда Платайс была приговорена к 5 годам заключения в 1938 году. Воспоминания Гертруды легли в основу известного стихотворения "Курт - драгоценный камень", которое написала историк Раиса Голубева.
Последней живой узницей АЛЖИРа была Анна Енданова. Она жила и умерла в Астане в 2014 году в возрасте 96 лет. Была репрессирована вслед за мужем, следователем НКВД, который позже был расстрелян. Когда Анна Енданова уже находилась в лагере, она узнала о смерти двух ее детей, которые умерли от голода в детском доме. Татьяна Окуневская - знаменитая советская актриса – попала на 10 лет в АЛЖИР за то, что не ответила взаимностью комиссару госбезопасности Виктору Абакумову, который долго добивался ее расположения, а потом отправил по этапу.
Марию Даниленко обманным путем заманили в тюрьму якобы для встречи с мужем. Позже она узнала, что муж ее к тому времени уже был расстрелян. Отсидела в АЛЖИРе 8 лет, после освобождения уехала в Алматы, где и похоронена в 2009 году в возрасте 102 лет.
Обманным путем, обещая свидания с мужьями, в тюрьмы заманили много женщин. Они до последнего момента надеялись на встречу, подбирая красивый наряд для свиданий с супругами, которых чаще всего к тому моменту уже не было в живых.
За годы существования лагеря на его территории было рождено 1507 детей. На момент ареста некоторые женщины были беременны, а многих привозили с детьми. Малыши до трех лет находились в так называемом "детском" бараке, который назывался "мамкин дом". Им не разрешалось находиться с мамами - женщины лишь изредка могли приходить кормить своих деток. Позже, когда ребенку исполнялось три года, органы НКВД забирали его из лагеря и отправляли в детский дом.
Несколько саманных бараков, четыре вышки - так выглядел лагерь, обнесенный колючей проволокой. Непрерывным этапом поступали сюда заключенные в первые зимние месяцы. Только из Бутырской тюрьмы прибыло 1600 женщин. Среди них находились и православные верующие, большинство из которых впоследствии были расстреляны.
Арестованных привозили в АЛЖИР отовсюду - из Москвы, Ленинграда, Украины, Грузии, Армении, республик Средней Азии. В какой-то момент лагерь уже не мог вместить всех заключенных. Вновь прибывшие начали сами себе строить саманные бараки - в пургу и метель, жару и дождь - смешивали глину с соломой, утаптывая смесь ногами. Спали на нарах, вместо матрацев бросали на деревянный настил солому. В одном помещении содержали по триста женщин. Для отопления бараков узницы косили и собирали камыш, которым в течение двух зим обогревали дома, однако температура внутри жилья не превышала 6-8 градусов. Дневная норма сборки камыша на человека составляла 40 связок. Те, кто не справлялся с планом, лишались еды и писем родным - единственной отрады в этом аду.
Каторжный труд заключенных по 14-16 часов в сутки приносил свои плоды. 26-я точка, АЛЖИР, за короткий срок стала прибыльным многопрофильным хозяйством, самым ударным среди всех отделений Карлага. Истощенные, вечно голодные женщины сумели создать в голой степи производственный комплекс, который не только снабжал их одеждой и питанием, но и в годы войны обеспечивал фронт спецобмундированием. Многоотраслевое сельское хозяйство АЛЖИРа производило большой объем продукции. Велась работа по селекции семян. Были развернуты огородничество, мелиорация, построена малая электростанция. Поля орошались с помощью канав, которые заключенные рыли лопатами. На бахчах выращивали арбузы и дыни. Но эта продукция не предназначалась для заключенных: она уходила за пределы зоны. Женщины занимались и садоводством: выращивали яблони, груши, сливы, вишни. В теплицах росли цветы, вдоль бараков были посажены тополя. Одновременно с обработкой земли женщины занимались животноводством: строили фермы для коров, молодняка, инкубаторы для кур, ветеринарную лечебницу...
Подобный быт создавался дорогой ценой: в лагерях была высокая смертность. Через АЛЖИР прошло около 20 тысяч женщин. Жертвы и мученицы «Великого террора». В 2007 году на территории бывшего лагеря открыт мемориально-музейный комплекс, в том числе «Арка памяти» и памятные доски с перечислением имен погибших. На плитах из черного гранита начертано более семи тысяч имен…
В канун всеобщего Дня памяти жертв репрессий 31 мая 2021 г. по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на территории АЛЖИРа был установлен поклонный крест в честь подвигов и страдальческой смерти двенадцати новомучениц, пострадавших за веру в Акмолинском лагере жен изменников Родины, а также в память обо всех погибших в годы репрессий.
Эти женщины были осуждены на разные сроки – от 2 до 10 лет с отбыванием в ИТЛ, однако в 1942 году были расстреляны. Из истории Евдокии (Андриановой) и ее сестры Акулины известно следующее: родились в деревне Губино Московской губернии, в юном возрасте стали послушницами Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря в Подольском уезде. Здесь сестры исполняли послушание огородниц, а затем - псаломщиц. В обители прожили до ее закрытия, которое произошло после большевистского переворота 1917 года, затем вернулись на родину. Здесь они поселились в Старой Слободке деревни Губино в небольшом ветхом домике, ставшем для них монашеской кельей. Они тихо жили, исполняя все, чему были научены в монастыре. Их образ жизни обратил на себя внимание большевистских властей, и в феврале 1930 года сестры были впервые арестованы и после отпущены за недоказанностью вины. В деревне некоторые жители относились к женщинам враждебно, и они вновь были арестованы. В три дня следствие было закончено. Послушниц обвинили в том, что в деревне Губино они организовали и возглавили «религиозную секту “православных христиан”», которая «противодействовала своей контрреволюционной агитацией среди односельчан всем политико-хозяйственным кампаниям, проводимым на селе среди крестьянства советской властью и партией... в частности коллективизации». В тот же день сестер отправили в Бутырскую тюрьму в Москве. И вновь после небольшого срока заключения отпустили. Новый арест случился 27 октября 1937 года - тройка НКВД приговорила Евдокию к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 20 декабря она прибыла в составе большого этапа в Карлаг, а затем была отправлена в Акмолинское отделение. Здесь в 1942 году она, а вместе с ней - еще одиннадцать верующих женщин-заключенных, получивших ранее различные сроки - от 2 до 10 лет, опять были арестованы. 20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении Карлага монахиня Евдокия Андрианова и с ней 10 сподвижниц были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу (кроме Иустины Меланич, которая была осуждена на 10 лет и умерла в заключении). Приговор приведен в исполнение. Место погребения неизвестно.
Евдокия Прохоровна Андрианова реабилитирована по закону Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" от 14 апреля 1993 года. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года монахиня Евдокия и все проходившие с ней по одному следственному делу прославлены в лике святых.
Рядом с храмом в честь святых Акмолинских новомучениц стоит мраморный монумент, который представляет собой крест-распятие на трапециевидном постаменте. Мемориал установлен на средства благотворительного фонда Г.М. Погосяна - общественного деятеля и мецената (Россия, Челябинская область) и освящен митрополитом Александром.
Во время установки памятника митрополит Александр отметил: «Наш священный долг – беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедников, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры. Всегда будем помнить, что подвиг новомучеников и исповедников – это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить жизнь наших современников».
АЛЖИР — место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными в могилах на Акмолинской земле погребены репрессированные последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма.
Фото – Агентство Православных Новостей (АПН)
Источник - exclusive.kz