9 октября 2020 года не стало алматинской художницы Оли Кацюбы. Она ушла из жизни от тяжелой болезни в далекой Австралии. С уходом Оли словно погас лучик света, исчезло сияние, которое всегда присутствовало в ее полотнах. Оля уводила зрителей в солнечный, искрящийся, яркий мир, где светло и отрадно. Каждое полотно - частичка ее тепла: “Оранжевый день”, “Дорога на Шымбулак”, “Прикосновения весеннего солнца”, “Тайские водяные лилии”, “Цветущие деревья в “Горном Гиганте”, “Свежесть”, “Алматинский дворик”. Ее художнический почерк - истинно алматинский. Как никто, Оля выражала душу нашего красочного города.
В октябре 2015-го Оля пригласила меня на свою персональную выставку, незадолго до отъезда ее семьи в Австралию. Это была пятнадцатая экспозиция художницы за 20 лет творчества. Тогда казалось, что автор подводит определенный итог. Она назвала выставку “Теперь”. Экспозиция акварели состояла из 70 работ, выполненных с 1993 по 2015 год. Оля объясняла название выставки: «Теперь» – это здесь, сейчас и всегда!»
Она сохранила в полотнах Алма-Ату нашего детства и юности. Уходящая натура. Поэтому Оля иногда представлялась художником из прошлого, того недавнего вчера, что дорого нам сегодняшним. И оно действительно остается в нас навсегда.
Искусствоведы называли Олю Кацюба хронографом современной жизни. С её помощью мы могли по-особенному взглянуть на жизнь вокруг себя. Она отвлекала нас от будничной суеты, будто заново открывала нам глаза. И мы внимательнее всматривались в архитектуру, природу, пейзажи, удивительные закоулки нашего города, и вспоминали свои отношения с ним. Конечно, сегодняшний Алматы очень изменился, но творчество Оли сохранило нам «ту Алма-Ату» - наивную, милую, разноцветную, теплую.
Оля говорила, что картины объединяют. Многие зрители сопровождали художницу годами. Она с ними знакомилась именно в работе над серией о старой Алма-Ате. Эта коллекция оказалась удивительной, потому что люди, в чьих сердцах картины вызвали отклик, находили друг друга и оставались друзьями. Экспозиции работ о старом городе привели к Оле друзей и знакомых, даже не алматинцев. Приезжие наблюдали, как на территории города живут мирно, дружно и тепло разные народы. И всем хотелось в Алма-Ату - Алматы, город притягивал, как магнит. Привлекала сама уникалость ситуации: представители разных национальностей, разных возрастов гармонично общаются между собой. В какой бы точке мира ни были люди, Алматы для них всегда остается светлым событием из жизни.
Считаю, что Оля Кацюба, никого не агитируя, вернула живописи искренность, тронув сердца не только зрителей, но и художников-современников. Кто-то из них стал ее последователем. Ермек Джангильдин, искусствовед, поделился: «В картинах Оли слышится спокойная, душевная, нежная музыка нашей природы, жизни. Художница визуализировала и останавливала неповторимые мгновения жизни города. Оля просто выходила в город, изображала на холсте то, что видела и чувствовала».
Так получилось, что выставка «Теперь» стала заключительной у нас в Алматы. Семья Оли мечтала о переменах в жизни. Они с мужем хотели отправиться в длинное путешествие, может быть, даже где-то осесть в других странах, там пожить, поработать. Сергей Иванов, муж Оли, тоже подводил итоги: «Эта выставка - отсекающая. Дальше будет что-то другое... Мне очень нравится Алматы. Это большой микс всего: здесь разная погода, разные климатические зоны, и четыре сезона, которые ярко представлены. Радует природа и окрестности Алматы. Город уютный и небольшой, домашний, - несмотря на то, что он - один из самых крупных в Казахстане».
Оля писала: «Два месяца до отъезда были настолько наполнены событиями, переживаниями, сборами и какой-то бесконечной усталостью, что мне казалось - всё это никогда не кончится. Нас атаковали друзья и родственники, нужно было решать текущие дела, завершать рабочие обязательства. Появлялись старые знакомые, которые, узнав, что мы собираемся в Австралию, непременно хотели встретиться и узнать, как нам это удалось. Кроме всего прочего трудно было решить, что брать с собой? Хотелось взять всё: книги, картины, дорогие сердцу сувениры и мелочи, альбомы с фотографиями, теплые вещи, туфли и многое другое. Нужно было обязательно взять кисти и краски, нас предупредили, что в Австралии все безумно дорого. У нас было ограничение по весу багажа. Аня хотела, конечно же, взять с собой все игрушки, огромного белого медведя и коробку керамики, которую она сделала сама. Нам всем троим пришлось долго ломать голову над тем, что действительно важно для каждого из нас, а без чего можно всё-таки обойтись. Я взяла с собой двенадцать килограммов своих художественных материалов: краски, кисти, лаки и разбавители, и решительно оставила наряды, украшения и сувениры. Конечно, же мы устроили два весёлых вечера в кафе, пригласили всех наших самых близких друзей и родственников, и устроили «отвальную». Прошу прощения у всех, с кем мы не успели встретиться перед отъездом. Друзья, это не потому, что мы вас не любим или забыли, нет, просто у нас было катастрофически мало времени и сил. В аэропорту нас ждала кучка печальных друзей и родных, почти все плакали. Нас приехали проводить, несмотря на рабочее время и пробки на дорогах. Было как-то грустно, что мы расстроили своим отъездом столько близких людей, мы совсем этого не хотели. На самом деле, для нас большой поддержкой было то, что все наши друзья и близкие, не сговариваясь, попросили нас обязательно дать им знать, если понадобится какая-нибудь помощь. Обнялись со всеми на прощанье, быстро прошли паспортный контроль и, сев в самолёт, почувствовали некоторое облегчение. Летим. В Австралию. На край света».
Оля жила в новой стране, рисовала улочки других городов, яркие цветы иного континента, но мы ее продолжали считать своей. Она грустила по оставленному городу, скучала по друзьям. Навсегда осталась частичкой нашего Алматы - здесь живет ее душа. Но и в Австралии ее полюбили за сияющую улыбку, доброжелательность, открытость. Я написала Сергею: «Вы оба не изменились на фото». Он ответил, что и времени совсем немного прошло с нашей последней встречи.
А мне кажется, что прошла целая жизнь. Сережа прокомментировал: «Как минимум одна закончилась, и одна началась. Последний раз, когда мы были в Алматы в 2018-м, у старшей Алисы родилась дочка».
Прошел год без нее. Особенно тяжело семье. Друзья тоже продолжают остро скучать. Сегодня пейзажи О. Кацюба можно видеть на улицах нашего города: ими оформлены автобусные остановки. В Сиднее у Оли в ноябре 2019 года состоялась выставка «Fascinated Wanderer» -«Очарованный странник», единственная в Австралии.
В алматинских работах Оли Кацюба присутствуют храмы – Вознесенский собор, Никольский храм, церковь Петра и Павла. Оля была крещеной, верила, что есть Бог, есть высшая сила. Сережа написал мне недавно: «Ольга тонко чувствовала мир, и постоянно ей приходили какие-то ошущения». И все же далекая Австралия не стала по-настоящему близкой для нее.
Справка:
Ольга Кацюба родилась в г. Алма-Ате 30-05-1970, умерла 09-10-2020 в Сиднее, ей было 50. В 1994 году окончила АГУ имени Абая, факультет изобразительного и прикладного искусства. 1994–1998 годы – работала преподавателем на кафедре рисунка и графики ФИПИ АГУ имени Абая. С 1994 года Ольга Кацюба – участник 47 городских, республиканских и международных выставок. Автор проекта «Исчезающий город» (2002 год) и «Алма-Ата. Старый город» (2009 год) С 1995 по 2013 год провела 15 персональных выставок. Выпустила 4 авторских каталога. Живописные и графические работы художницы вошли в 32 художественных альбома и каталога. С апреля 2012 года картины О. Кацюба представлены на билбордах компании RTS-Decaux г. Алматы. Ольга работала в различных живописных и графических техниках. Ее картины находятся в частных собраниях в странах СНГ, США, Германии, Южной Корее, Канаде, Китае, Турции и Англии, Австралии.
Фоторепродукции из альбомов Ольги Кацюба «Исчезающий город» (Алматы, 2002 г.), «Алма-Ата. Старый город» (Алматы, 2009 г.).
Личные фотографии из Сиднея, Австралия, предоставил Сергей Иванов.
Фото репродукций:
1. «Свято-Никольский кафедральный собор», 2002 г.
2. «Беседка на территории Никольского храма», 2002 г.
3. «Церковь Петра и Павла», 2002г.
4. «Никольский храм. Цветущее дерево», 2008 г.
5. «Дом за стадионом Динамо», 2008 г.
6. «Солнечный зимний день», 2009 г.
7. «Вознесенский храм», 2008 г.
8. «Дорога к храму», 2007 г.
9. «Морозное солнце», 2009 г.
Источник - manshuq.com