Невидимая битва за умы детей | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Невидимая битва за умы детей

904
11 минут
Невидимая битва за умы детей
Константин Маскаев

Сказки не будут прежними

Нужны ли мультфильмы детям? Ответ очевиден. С мультфильмами многие вчерашние дети не расстаются даже во взрослой жизни. Цитаты героев популярных историй стали культурным кодом: смотрел-не смотрел. «Леопольда» не смотрел? «Ну, погоди!» не смотрел, да и «Простоквашино» тоже? «Простоквашино» вроде смотрел, с деловитым котом Матроскиным. А, смотрел – другое дело! 

Накануне Дня защиты детей поговорим с взрослой аудиторией, на чье детство выпали умные и милые мультики, которые учили добру и наказывали зло, высмеивали глупость, лень и невежество; учили дружить, спасать, любить и уважать. Где добро всегда побеждало, а «на роли героев вводили себя» (В. Высоцкий). Потому что добро не должно проигрывать.

Таких мультфильмов становится все меньше. В новых Умка уже не подружится с маленьким чукотским мальчиком, и Крошка-енот не поделится улыбкой с окружающими. Котенок не возомнит себя щенком. И ни один щенок уже «просто так» не подарит букет застенчивому медвежонку.

В начале 1990-х мы, по сути, оказались наивными дружелюбными индейцами, которые обменяли на стеклянные бусы подлинные сокровища. Под натиском атак голливудских клише и «правдой жизни» без купюр и худсоветов идея о стремлении к идеалу умерла, так и не состоявшись. Нас незаметно превратили в общество потребления, но не смогли переформатировать нашу память. 

Поэтому нацелились на детей. Чтобы спустя несколько десятилетии остаться с ними взрослеющими наедине – лишенными ценностных ориентиров. 

Кинематограф – мощнейший инструмент управления массами, это поняли еще на заре его создания. С этой точки зрения студия Диснея – передовой отряд Голливуда, поскольку работает с самой восприимчивой аудиторией и фактически делает ее податливой для дальнейших манипуляций. 

Кино и искусство в целом теперь не воспитывает, а развлекает. Зрители устали впадать в уныние раздумий о ценностных ориентирах и жаждут расслабиться.  

Я не против разнообразия, когда выбор остается за взрослыми, кому плюс - минус 40 лет. Пожалуй, последнее на сегодня поколение тех, кто успел получить интеллектуальный багаж, знакомы с качественной литературой, кино и способны отличить культуру от контркультуры. Хотя и тут легко ошибиться. Вот пример такой подмены. 

news3336.png

Историю зелёного огра Шрека сняли по мотивам одноименной сказки американского писателя Уильяма Стейга, опубликованной в 1990 году. На моей памяти мультфильм «Шрек» был первым 3D-продуктом. Подкупила привлекательная картинка, живая мимика героев и персонажей – настолько натуралистичными были текстуры, блики, тени. Лишь после нескольких просмотров я стал анализировать сюжет. 

В античные времена сказка родилась, чтобы под видом увлекательной истории заложить в сознание ценности и правила жизни в семье и обществе. С глубокой древности сказка закрепляла у детей представление о добре, зле и их персонификации. Силы добра в сказке – жертвы несправедливости: беззащитные, уязвимые и хрупкие. Их защитники – отважные благородные богатыри, рыцари, принцы. На стороне добра стоят и помощники – мудрые звери, птицы, добрые феи и волшебники. Зло в сказочных историях – змей, дракон или Кощей. Пособники и носители зла – асоциальные типы вроде разбойников, пиратов, воришек, маги и ведьмы. Выигрывают от зла сильные мира сего: короли и цари, королевы и царицы, злые мачехи, властные старухи. 

news3337.png

«Шрек» - масштабная история, в которой собрались все традиционные сказочные персонажи. Но их функции противоположны традиции. Добрая на вид фея – коварная интриганка, которая из корысти стремится женить сына на принцессе. Её сын – красавец-принц – глупый и алчный. Кот в сапогах прежде вообще работал… киллером, о чем поведал Шреку при знакомстве. С виду злой дракон оказывается «девочкой-драконом», симпатичной и любвеобильной. 

Главный герой – мизантроп, который ненавидит всю живность леса, и не намерен тереть их у себя на болоте. Мотивация его подвигов – не зов сердца и не благородные побуждения, а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на участок леса.

news3338.png

Сам монарх – карлик-садист. Желая жениться на принцессе, заключает сделку с огром: тот спасёт девушку из лап дракона и в обмен получит своё болото. Конкретно – торг и сделка вместо подвига! И эта система отношений подана как естественная.

news3339.png

Знакомство с королём начинается с подземелья, где палач пытает пряничного мальчика, окуная его в горячее молоко. Но дети не успевают испугаться и посочувствовать мученику, потому что в ход идёт шутка. Пряничный мальчик, у которого король отломил ножки, кричит: «Только не трогайте пуговицы – они из глазури!». Эффект – смех в зале. Детский смех над несчастным сказочным живым и симпатичным существом, которого подвергают пыткам. 

О Фионе. Это голливудская версия царевны-лягушки (её папа – король-жаба). Создав такую принцессу, У. Стейг наложил на героиню своей книги классическое сказочное заклятие: "Прекрасна днём, в ночи-урод. Но поцелуй любви вид истинный вернёт". Принцессу спасает огр-наёмник, которому она впоследствии отдаёт своё сердце.

За что же принцесса Фиона выбрала Шрека? Не за освобождение из башни, ведь он объяснил ей, что её спасение – условие сделки с королём. Не за силу и храбрость, поскольку именно принцесса молниеносной атакой спасает всю мужскую часть компании от нападения разбойников, а Шрек, Осёл и Кот дают слабину. И не за хорошие манеры – ведь Шрек откровенно груб, вонюч и не воспитан.

news3340.png

Однако привычки огра ей ближе. Как и Шрек, она не прочь похрустеть запеченной крысой, надуть жабу или змею как воздушный шар… Мировоззренческий выбор принцессы тоже не в пользу человека: именно заклятие делало её прекрасной принцессой, а в расколдованном виде она – такой же огр. 

Огры приводят в ужас всё живое. Могут и человека скушать. Например, в коктейль Шрек добавляет человеческий глаз. Их у него – десятка два в баночке. Вообще авторы «Шрека» ведут тему ненависти ко всему живому: мультфильм начинается с того, что от утренних гигиенических процедур Шрека гибнут рыбы в водоеме. Пол в его комнате украшает шкура определенной медведицы. Мамы трех медвежат, которую в начале фильма злой король поместил в клетку, изгоняя из леса. Разлученные с матерью медвежата плачут. Мать рвется к ним из клетки, но не в состоянии порвать стальные прутья. Голову медведицы украшает ярко-розовый бант. Теперь шкура с бантом – трофей на полу в доме Шрека… 

Из фильма в фильм перетекает красноречивый эпизод песенного состязания Фионы с птичкой. Принцесса берёт высокую ноту, и в конкуренции с ней несчастную птицу раздувает и разрывает в клочья. Фиона же получает птичьи яйца, которые жарит на завтрак. Но маленькому зрителю не жаль птичку, потому что это подано потешно. Авторы фильма программируют реакцию на жестокость, поэтому дети вновь посмеются. 

Забавно или аморально? Выберите то, что ближе. 

news3341.png

Привлекательный образ зла – Дракониха. В обычной сказке дух-похититель (Змей Горыныч) никак не может быть положительным героем. Его роль – демон, которого в христианской и православной традиции отождествляют с темной силой, Дьяволом, всадниками Апокалипсиса из книги «Откровения» Иоанна Богослова. В «Шреке» Дракон оказывается симпатягой в макияже. 

Дракон стал положительным персонажем. Кровавое, демоническое, лишающее жизни начало, с которым человечек обычно боролся и в муках побеждал, становится интересным и заманчивым. И если огр Шрек — это сниженный образ человека, то привлекательная Дракониха — это возвышенный образ сатаны.

В одном эпизоде мы встречаем Дракониху в слезах, она тоскует по Ослу. Выходит, что она не только не злая, но еще и способна на нежные чувства! Это окончательно переворачивает всё с ног на голову, поскольку утверждает, что самая низменная и злая сторона человеческой души, препятствующая духовному возвышению человека, не только не должна быть уничтожена, но вызывает сочувствие и желание помочь. 

Традиционно герой сражается с драконом и злом, чтобы вызволить слабое человеческое существо (принцессу). Сказочная победа над драконом в народной культуре имеет тот же смысл, что в христианстве несет представление о сошествии Христа в ад. Но мультфильм предлагает взглянуть на зло с позитивом, как на нечто привлекательное, интересное и глубокое. «К твоему сведению, — говорит Шрек Ослу, — огры не так просты, как кажется… они — многослойны».

news3342.png

Франшизе «Шрек» уже 21 год. В апреле 2001 года американский зритель увидел первый фильм; в мае он зашел в Европу, 2 ноября началось шествие Шрека по Казахстану. Первая часть собрала по всему миру 284 миллиона долларов и заработала первый в истории «Оскар» как лучший полнометражный мультфильм. Можно предположить, что самому маленькому из числа первых зрителю сегодня лет 25. А его сыну и дочери, возможно четыре годика. Достаточный возраст, чтобы сделать их новыми поклонниками истории зеленых монстров из пяти полнометражных фильмов. Правда, в русскоязычном сегменте «Шреку» присвоили возрастную категорию 12+. Но кого останавливали эти шильдики? 

Так за увлекательным сюжетом можно не заметить деструктивного воздействия. Эстетизация пороков, извращенные понятия о красоте. Такое постмодернистское месиво может оставаться безобидным лишь вдали от детской аудитории. 

Постмодернизм – это культурный феномен, который оценит интеллектуальная, начитанная и насмотренная публика. Всякое постмодернистское произведение содержит отсылки на известные традиционные сюжеты, героев, событийные ряды. Постмодернисты увлеченно вплетали их в свои сюжеты. А эрудиты старались их распознать и разгадать. Постмодернизм остался. Интеллектуалов становится все меньше. И сегодня новая аудитория может воспринимать постмодернизм как откровение и ценностный ориентир. 

news3342.png

Постмодернистские сказки-перевертыши по-своему форматируют представления наших детей о добре и зле, достоинстве, социальных ролях, любви, дружбе, чувстве долга, отношению к подлости, глупости. 

В новых мультфильмах и фильмах обманщик может быть очень даже милым и симпатичным, а коварный враг человечества – до одури красивым, совершенным, неотразимым. Волшебница Малефисента живет в зачарованном лесу в окружении сказочных существ. В её мир вторгаются люди, которые приносят разрушение и хаос. 

Малефисенте приходится защищать своих подданных, призвав в партнёры могущественные тёмные силы. Они обязательно побеждают. Зло выдает себя за добро – ничего не напоминает? 

news3343.png

Центральный персонаж популярного мультсериала – необычная Зебра в клеточку. Обычная Зебра пытается убедить друзей, что зебры должны быть в полоску. Но от серии к серии зверятам и юному зрителю демонстрируют, что нетрадиционная зебра во всех смыслах хороша. Она плавает, лазает по деревьям, отлично скачет. Поэтому нетрадиционную зебру все принимают в свою компанию, сказав, что при желании она может быть кем угодно, главное, чтобы она дружила с ними.

Нельзя не заметить, что каждый персонаж несёт в себе какие-то ярко выраженные дефекты воспитания. Свои недостатки они исправлять не намерены, а готовы принимать друг друга такими, какие есть. В классической советской мультипликации события строились так, что побуждали главного героя исправить какую-то свою ошибку или слабость. Это и было воспитательным мотивом для ребёнка-зрителя. Здесь же герои постоянно решают какие-то проблемы или развлекаются, но становиться лучше даже не собираются.

news3344.png

Самый умный персонаж – слон Родион. Одновременно самый занудный, да еще и трус. Почему умного героя наделили неприятными чертами? Чтобы гарантированно отбить у маленького зрителя тягу к интеллектуальному развитию? Среди героев – сумасшедший страус и его малолетний ещё не вылупившийся из яйца брат. Гламурная зебра Поля, озабоченная внешностью и самолюбованием. Гиперактивная обезьяна и туповатый крокодил. На фоне такой компании нетрадиционную зебру Клеточку безальтернативно подают как самый привлекательный персонаж. Даже когда она ведёт себя достаточно абсурдно, это всегда приводит её к успеху. По авторской аннотации главное в сюжете – принятие себя и окружающих, развитие дружелюбия и толерантности у детей. 

Зумеры, поколение третьего тысячелетия, оказались лишены нравственных ориентиров, которые бы регулярно транслировал привычный канал. Школа больше не воспитывает, а предоставляет образовательные услуги. На роль воспитателя претендуют видеоряд, звук и картинка. Поэтому взрослым, кто сохранил ответственное отношение к детям, предстоит непростая работа. 

Проблема информационной безопасности наших детей достаточно остра. И если не уделять этому вопросу должного внимания, мы рискуем проиграть невидимую битву. Тему эту нужно продолжать. Поэтому приглашаем к разговору педагогов, детских психологов, кинематографистов и мультипликаторов, неравнодушных родителей, которые стремятся помочь казахстанским детям не потеряться в информационном потоке. Вы можете научить их хорошему.


Источник -  exclusive.kz
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также