Есть в Петропавловске удивительный музей, в небольшом пространстве которого полно и разнообразно уместилась вся история города и его жителей. Этот музей опровергает расхожее мнение о том, что музеи – нечто очень скучное, хотя несомненно полезное. Этот музей нескучен, здесь жизнь кипит, полки пополняются экспонатами, которые приносят люди.
Находится музей рядом со старинной Всехсвятской церковью. Она была построена в 1890-1894 годах усердием петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и жены его Анны Дмитриевны. Супруги Хлебниковы открытия церкви не увидели, умерли от старости. Похоронили их в ограде храма. Могилы целы, за ними ухаживают с любовью и благодарностью. Этот храм – свидетель истории края, его большая достопримечательность. И все, кто приходит в церковь – и прихожане, и путешественники – заходят обязательно в музей. Создан он был в 2015 году, его хранительницей является библиотекарь храма Валентина Александровна Махоня.
- Наш храм очень старый, он никогда не закрывался, ни в революцию, ни после, потому здесь сохранилось очень много предметов церковной утвари, икон, книг… Мысль была сделать в нашем епархиальном музее два зала – один чисто церковный, православный, а в другом решили воссоздать быт людей прошлого века. Стали собирать предметы быта, люди нам все это несли – вышивки, лампы, телевизоры, радио… Ведь в каждой семье эти вещи были, в каждом доме были мастерицы, которые коротали вечера за рукоделием, - рассказывает Валентина Александровна.
И показывает радио 1950-х годов – редкий экземпляр, раритет, но работает как новое. А есть в закромах музея радио военных лет, еще более редкий (и тоже работающий) экспонат. Две машинки Зингер – тоже работают, шьют. У каждой своя история: одну в Петропавловск привезла семья репрессированных, другая прибыла после войны из Германии как трофей. Сохранились и нитки середины прошлого века – шелковые тонкие, тоньше волоса, ими вышивали…
- Есть в музее шкатулка с вышитыми работами матушки нашего регента, она окончила в 1915 году школу рукоделия в Москве и после ее окончания имела право преподавать домоводство в училище. А вот эти старые – нет, старинные, начала века прошлого – кованные ножницы к нам принесли недавно. И они рабочие!..
Большая коллекция старых утюгов, те, которые на углях, есть и более древние приспособления для глажки – валики, скалки, рубели… Примус 60-х годов – очень нужная вещь в хозяйстве того времени, ими премировали ударников производства, их дарили на большие праздники.
Или самовар с трубой – такие вещи были в каждом доме. Самовары, кстати, не только для приготовления чая использовали. Были и большие самовары, на 20-30 литров, в них грели воду для стирки и мытья, - рассказывает музейная хранительница.
В одном из старинных шкафов выставлена огромная коллекция подстаканников – разглядывать их можно часами: разные рисунки, причудливые орнаменты. Одному такому экспонату сто двадцать лет, а возможно и больше. Валентина Александровна поясняет: раньше чай мужчине в стакане без подстаканника подавать было неприлично, потому в домах подстаканников был целый набор, и для своих мужчин, и для гостей. Подстаканник был обязательным элементом и предвоенного - военного быта. Вспомните фильмы того времени: у каждого начальника на столе стоял графин с водой и стакан с подстаканником...
- Патефоны и маслобойки, фотоаппараты и печатные машинки…У каждого экспоната своя история. Есть в музее скатерть, которой лет сто, может, чуть меньше. Это из приданого девушки, которое она сама себе готовила. А замуж она вышла в 1923 году. Скатерть связана с помощью крючка, каких уже нет. Очень интересный узор, сейчас такой повторить невозможно… И вот этот экспонат очень необычный – это серебряный рожок, - Валентина Александровна показывает изящную вещь непонятного для современного человека предназначения. - Он хранился в одной павлодарской семье более ста лет и был преподнесен в дар музею. Мы не сразу поняли, что это за вещь, для чего она. Разные версии выдвигались – слуховой аппарат, музыкальный инструмент, но все не то! Оказалось, что этот предмет использовался для кормления младенцев, на рожке есть надпись: «Бог милует и питает младенца своя», изображены на нем святые и ангелы.
В музее мирно и очень гармонично соседствуют вещи разных времен и разных предназначений. Пионерская форма, горны, барабаны – из тридцатых, пятидесятых, семидесятых годов… Открытки и фотографии дореволюционного времени. Медали и письма солдат Великой Отечественной, кованые гвозди – они из притвора, очень старые, их достали недавно во время ремонта.
Есть уникальные вещи - висячий замок работы павловского замочных дел мастера Василия Егоровича Тужилова. Это был это знаменитейший кустарь, работы которого очень ценятся коллекционерами замков по всему миру. Да-да, есть и такие коллекционеры… Тужиловский замок похожей конструкции есть в историческом музее Павлово-на-Оке. Висячие замки, производимые в городе Павлово-на-Оке, были таким же брендом дореволюционной России, как гжельская керамика, костромские ювелирные украшения, каслинское литье или кузнецовский фарфор. Потому замок в епархиальном музее Петропавловска считают экспонатом ценным, который к тому же может быть полезен и сейчас. Валентина Александровна рассказала, что не так давно замок использовали по назначению – повесили его на дверь вместо сломавшегося современного.
А вот эта машинка для стрижки волос прошла три войны: Первую мировую, гражданскую и финскую. В музей машинку принесла пожилая горожанка – это машинка ее отца.
На полке хранятся фотографии картин местного художника Александра Листопаднева: шесть дореволюционных храмов и шесть старых мечетей. Не все из этих старинных зданий уцелели, некоторые были разрушены, другие отданы под клубы, организации да магазины.
Рядом в витрине иконы – жертвы и свидетели человеческого варварства. Глаза святых на иконах выжжены, выколоты ножами, оцарапаны острыми предметами. Этим надругательствам святые лики подверглись во времена идеологической войны с религией.
- Вот здесь находятся предметы церковного быта. Вот ростовая икона Георгия Победоносца. Мы считаем, что она ровесница храма, судя по исполнению. Очень редкая. Обычно Георгия изображают на коне, поражающим дракона или змею, а эта – в полный рост, с копьем, с мечом, со щитом, такая интересная и необычная… Есть мельхиоровая дароносица 1846 года, хоругви, подсвечники, - рассказывает Валентина Александровна.
Эти трикирии и дикирии (подсвечники для двух (дикирий) и трех (трикирий) перекрещенных свечей) принадлежали по преданию еще священномученику Мефодию, потом на них служил митрополит Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф Чернов.
Сохранилась и митра митрополита. Очень много в музее фотографий Иосифа Чернова, здесь его вспоминают как очень скромного человека доброй и отзывчивой души.
Чем поражает этот музей – это своей атмосферой. В обычный музей заходишь чуть ли не на цыпочках, испытывая священный трепет – ах-ах, руками не трогать, соблюдать тишину! А тут – все живое, настоящее: экспонаты, люди… А бывает, что встреченный в музее человек – его же экспонат.
Вот на этой фотографии молодая женщина в нижнем ряду рядом с митрополитом Иосифом Черновым - Барашкова Вера Степановна.
А вот она спустя несколько десятков лет. Сейчас Вере Степановне уже 90, и она бодра, энергична, любознательна. В музее бывает часто. Многие нынешние музейные экспонаты перекочевали сюда из ее квартиры. Духи «Дзинтарс», которым уже больше 50 лет (и которые за полвека не потеряли своего аромата), вышивка, посуда, семейные фото.
Ее муж, ныне покойный, - человек в городе известный. Фотограф-любитель Барашков Николай Дмитриевич оставил огромное количество фотографий Петропавловска, его жителей, семейных фото, большой архив плёнок.
- Я из Вятки, он московский, а встретились в Петропавловске. Он с 1926 года рождения, в 1944м ушел на фронт… После войны его отправили в военное училище в Рязань, а по окончании он уехал в Порт-Артур. И там он заболел – двусторонний плеврит. Комиссовали его в 1950, и он уехал домой в Петропавловск фактически инвалидом, это очень серьезный диагноз. Поженились мы в 1952, мне было 17 лет тогда, и тридцать лет вместе прожили. Тогда же он и фотографией занялся как хобби. Фотографировал город, домашних, друзей. Семь альбомов дома лежит. Он был очень аккуратный человек, у него все было по порядку, за что не брался – ко всему относился ответственно, серьезно! - коротко рассказывает историю длинной жизни Вера Степановна.
Объектами для съемок были близкие люди, улицы и дома… Так появились фотографии, запечатлевшие Петропавловск середины прошлого века. А в то время он еще во многом сохранял очарование провинциального городка со старинными постройками. Сейчас эти уникальные фотографии представляют огромную ценность для краеведов и историков.
Детей у Барашковых не было, фотографии и семейные реликвии Вера Барашкова передала в музей, чтобы людям память осталась. Так в епархиальном музее оказались военные вещи ее мужа.
В музее вообще много экспонатов военного времени, а это пилотки, фляжки, медали, ордена, письма с фронта, часы. Все они хранятся в отдельной витрине, но места катастрофически не хватает.
- Экспонатов огромное количество, разместить их в музее практически невозможно. Потому мы проводим тематические выставки. Недавно была выставка часов, самые старые - 1898 года. К Рождеству приурочили выставку елочных игрушек и украшений. У нас более 200 игрушек старых, более 20 Дедов Морозов. Делали выставку старинных открыток. Открытками украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы. Открытки были разными, отражали все события, происходившие в то время. После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток как предмета быта буржуазного общества был полностью прекращен. Поздравлять с Рождеством и Новым годом тогда не разрешали. Но обычай посылать поздравления остался, только использовали уже любые иллюстрированные открытки. Их хранили, передавали детям, внукам… Недавно одна из прихожанок принесла в наш музей настоящие рождественские открытки 1912 года, - рассказывает Валентина Махиня.
А на выставке духовной книги демонстрировались ценные экземпляры духовной литературы рубежа 19 и 20 веков. Кожаный переплет, богато иллюстрированные страницы, металлические детали – очень красивые и редкие книги. В музее хранится Псалтирь. Когда-то при храме была церковно-приходская школа, где детей учили именно по ней. Книге с деревянной обложкой и кожаным переплетом более двухсот лет. Есть в музее и служебное Евангелие 1745 года, настоящая ценность – духовная и историческая…
Отдельная тема и отдельная экспозиция – выставка советского фарфора. Поначалу с помощью таких статуэток советская власть несла в массы новую зарождающуюся культуру. Но широкое разнообразие, искусная роспись, необыкновенная теплота привлекали людей в этих фарфоровых вещицах. В 1950-е годы фигурки на комодах и в буфетах стали очень популярны. Они были в каждом доме, украшали жилище, говорили о достатке и хорошем вкусе хозяев: животные, литературные персонажи, фигурки передовиков производства и детей. Сейчас такие фигурки еще не антиквариат, но уже раритет. И они пользуются большим спросом у коллекционеров. Ну а кто-то приобретает их просто для души. Часть именно этих фигурок в музей принесла прихожанка храма – купила в Киеве и для себя, и для музея.
Так музей и пополняется. Горожане несут сюда то, что им дорого, что когда-то было частью жизни их предков. И что обязательно должны видеть их потомки. Музей как хранилище памяти, как обмен историями и как теплое, доброе место, откуда не хочется уходить.
Фото: Агентство Православных Новостей (АПН)