В декабре мир отмечает два праздника, которые многое объединяет. Третий день месяца посвящен поддержке людей с ограниченными возможностями. Сегодня же, 5 декабря, мир отмечает День волонтера. АПН приводит два мнения о милосердии и сострадании.
Священник Русской Православной Церкви Родион Петриков, рассуждая о милосердии и сострадании, подводит к умозаключению, что, на самом деле, инвалиды все мы:
Священник Родион Петриков. Фото из личного блога священника
«Инвалиды находятся не где-то там, в специальных учреждениях, а они находятся в наших многоэтажках. Они ездят по дорогам. Они ходят в храмы. Да и сами служат в храмах, потому что все мы на самом деле духовные инвалиды. Инвалиды, страдающие гордыней, тщеславием, похотью, чревоугодием, сребролюбием, унынием, печалью.
Это ведь на самом деле касается каждого из нас. И вот если мы придем помогать инвалидам именно из этой позиции, что я сам тоже болен и болен тяжело, то я буду помогать не с позиции сверху, а с позиции – равный равному и тогда мое тепло, моя любовь и мое сострадательное отношение действительно может достичь сердца этого человека, а это может сделать каждый из нас».
Протоиерей Александр Угольков
Иначе смотрит на вопрос протоиерей Александр Угольков, настоятель Крестовоздвиженского храма в Караганде:
«Милосердие – поповское слово», – говорит герой Владимира Высоцкого в «Место встречи изменить нельзя». И он совершенно прав в том смысле, что мир без веры, без христианства, без «поповских слов», не имеет запроса на милосердие. Более того, теория эволюции, где выживает сильнейший, философия Ницше, убивающая Бога, воспринимают милосердие и человеколюбие как слабость – отрицательное чувство. Не случайно выросший из философии Ницше фашизм нетерпим к инвалидам.
Христианство же, сознавая, что стремительно падает в рейтинге общественного мнения, вопреки ему говорит о милосердии как о главнейшей своей заповеди. Именно оно – главный критерий оценки человеческой жизни на Страшном суде. Где-то я прочел, что инвалиды и прочие страдальцы существуют в этом в мире для нас, здоровых и полных сил, чтобы мы вконец не озверели. И поэтому я не совсем согласен с отцом Родионом, мы должны помогать инвалидам не как «равный – равному», а как Христу. Именно так поступали древние подвижники благочестия, они ухаживали за инвалидами и почитали их, как своих благодетелей, через которых они могут приобрести вечное спасение».