Узнав, что в графике поездок планируется Костанай, у меня возникли двоякие чувства: с одной стороны, я не слишком обрадовался, считая, что на карте Казахстана есть более привлекательные места. С другой – заинтересовался. Ведь часто много интересного есть и в туристически не раскрученных точках. И как раз Костанай и его окрестности это доказывает.
Выйдя из машины, которая привезла меня из аэропорта, я сразу почувствовал мягкое размеренное течение жизни небольшого города. После шумной и энергичной южной столицы это ощущается особенно сильно. Однако спящим городом Костанай назвать нельзя – здесь царят лишь мягкая неспешность и спокойствие. Порой ловил себя на мысли, что попал в Алматы рубежа девяностых и нулевых. Никаких пробок, никаких толп пешеходов и минимум суеты. При всем этом нет ощущения, что у Костаная все в прошлом: особенно в глаза бросается, что здесь удивительно много молодежи для провинциального города, тем более в Северном Казахстане, где демографические тенденции в последнее время довольно негативные.
Костанай – приречной город. Правда, в отличие от других городов, река расположена не в центре города, а фактически на окраине. Река Тобол отделяет Костанай от его основного города-спутника Тобыла (в недавнем прошлом – Затобольска). Вдоль реки ведет красивая прогулочная набережная. Вода пригодна для купания. Единственное препятствие для приезжих – комары, которые словно чуют иногородних и облепляют их в секунды.
Исторический центр старого города сосредоточен в основном в районе улиц Алтынсарина, Аль-Фараби и Каирбекова. И поход от набережной до исторического центра занимает несколько минут. Здесь сохранилась старинная застройка, которой в Костанае немало, если хорошо приглядеться. Конечно, это не ансамблевая застройка по примеру других городов, сохранивших целые островки исторических кварталов. Тем не менее, количество старинных зданий Костаная приятно радует.
Большинство зданий старого города имеют один неизменный признак. Почти все они построены из красного кирпича. Часть дореволюционных кирпичных заводов базировались прямо здесь, в Кустанае. Определенная часть красного кирпича завозилась из Челябинска. К слову, оттуда его продолжают завозить и по сей день.
В целом костанайцы ценят свое архитектурное наследие и даже новые частные дома предпочитают возводить именно в купеческо-заводском краснокирпичном стиле. Иногда даже мой опытный глаз путается – где историческое здание, а где новодел. Специалисты учат в таких случаях определять возраст здания, приглядываясь к цвету раствора – в новых домах «прожилки» между кирпичами свежие и белые. А стилистически их порой различить довольно сложно.
Костанай исторически сложился как одна из аграрных столиц Казахстана. Еще с целинных времен область славится высокой урожайностью пшеницы, ржи, ячменя. В области работают предприятия тяжелой промышленности, самое известное из которых – Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное объединение в городе Рудном, однако именно аграрно-промышленный комплекс играет в экономике области роль первой скрипки. А непосредственно в самом городе отсутствие предприятий тяжелой промышленности ощущается высоким качеством воздуха – костанайцам в этом плане могут позавидовать жители многих городов Казахстана. По уровню жизни среди аграрных регионов Костанайская область вполне стабильна – средняя зарплата здесь имеет показатели примерно 170 тысяч тенге, что процентов на пять выше, чем в аграрных Акмолинской и Алматинской областях.
Другая важная особенность Костаная порадует любителей пива. Пожалуй, ни в одном другом крупном казахстанском городе нет такого количества пивных баров, ресторанов и магазинчиков на душу населения. В одном только небольшом квартале может быть 4-5 точек, где продают местное пиво на розлив. И в самом городе, и в области есть множество заводов, производящих алкогольную продукцию, но пиво – в приоритете. Помимо Костаная производством пенных напитков в области славятся еще Рудный и Лисаковск. Более того, старейший пивзавод купца Лореца, работающий здесь с начала прошлого века – особая гордость костанайцев и главная достопримечательность города. Он особо подчеркивает давний статус пивной столицы Казахстана. И опять-таки, как почти все памятники дореволюционной архитектуры он выполнен из кирпича.
Из этого же материала построено и бывшее здание «Народного дома», где сейчас находится управление культуры Костанайской области. В конце XIX века оно принадлежало семье известных виноделов Поклевских-Козелл. Затем они продали этот дом и в нём разместилось нечто, что можно считать предшественником нынешних домов творчества. Здесь устраивали концерты, спектакли, творческие вечера и чтения.
Буквально за углом от бывшего «Народного дома» расположился краеведческий музей. Причем размещен он в некогда самом роскошном магазине Костаная - в пассаже купцов Яушевых. Вообще каждое второе старое здание Костаная – наследие этой купеческой династии. Здание пассажа имеет внушительные размеры. В свое время его территории хватило для того, чтобы в годы войны хранить здесь фонды Исторического музея г. Москвы.
Во дворе краеведческого музея имеется достопримечательность, парадоксальная для наших времен. Пожалуй, нигде в Казахстане не осталось мемориалов, почитающих представителей одной из сторон в гражданской войне 1917-1921 годов. Возможно потому, что этот эпизод очень уж кровавый и бесчеловечный, показывающий то, как быстро в годы потрясений с человека слетает налет цивилизованности. Этот мемориал посвящен истории подавления Кустанайского крестьянского восстания. В годы «гражданки» грабежом крестьян славились не только большевики с продразверсткой, но и белые с их карательными отрядами. В марте – апреле 1919 года здесь вспыхнуло восстание, которое охватило значительную часть уезда. Пятого апреля повстанцы сумели выбить белогвардейцев из Костаная. Но уже восьмого апреля направленные на подавление восстания карательные части колчаковцев начали артиллерийский обстрел города.
После ожесточенных боев повстанцы оставили город, и началась кровавая расправа над его жителями. Город был усеян трупами, а вода в Тоболе окрасилась в темно-красный цвет. На этом месте осталась изрешеченная пулями стена – место расстрела повстанцев. Гражданская война сильно прошлась по Костанайской области: в 1919 году власть здесь менялась по нескольку раз в несколько месяцев.
Интересен мемориал, посвященный героям Великой Отечественной Войны. Построили его к 30-летию победы в 1975 г., а в 2014 г. отреставрировали. Теперь здесь есть бюсты знаменитым героям-землякам, включая Султана Баймагамбетова, Леонида Беду и многим другим. А также огромная мемориальная стена с именами погибших в войне костанайцев. Кроме того, в парке выставлены образцы вооружений военных и более поздних лет, включая легендарный танк Т-34 и «Катюши».
Этот парк несколько в стороне от исторического центра. Главный городской «меридиан» - улица Аль-Фараби, местный прогулочный «Арбат». Здесь сосредоточена городская архитектурная старина: и дом купца Каргина, и дом промышленника Столя.
Основная достопримечательность Костаная, которой могут позавидовать жители других городов – большие городски куранты. Их бесперебойный ход для костанайцев – дело чести. В других городах с этим атрибутом извечная проблема – даже алматинские часы на башне Главпочтамта никак не желают работать, сколько раз их не реставрируй и не перезаводи! Костанайские же – работают безотказно. Само строение довольно причудливое.
Построена башня с курантами в конце 1980-х годов как архитектурная вставка между двумя жилыми зданиями (1960-го и 1970-го гг). Автор проекта – архитектор Иосиф Иосифович Искаков. По его проектам в городе построены здание областного акимата, комплекс Главпочтамта, первые девятиэтажные дома в городском центре. Может быть, из-за старинных поверий о башенных часах построенная Искаковым не так давно башня стала восприниматься как старинное здание, сравнимое чуть ли не с Биг-Беном. Надо сказать, что местные куранты на этой башне очень органичны. Кажется, что они всегда там стояли. Что ж, прижившийся новодел – лучшая оценка истории. Тем более для курантов.
Отдельно стоит рассказать и о музее Ибрая Алтынсарина. Этот человек, пожалуй, самый именитый костанаец. Музей создан на месте одной из основанных Алтынсариным школ и имеет подробную экспозицию, посвященную жизненному пути великого педагога и просветителя, начиная с личных вещей и заканчивая редкими фотографиями, сделанными в последние месяцы жизни Алтынсарина. До казахской степи фотоаппарат добрался только в конце XIX века.
Пожалуй, ни один другой человек в 19 веке не сделал так много для развития образования в Казахстане. Система школ-гимназий-училищ в Костанае и во всем Северо-Западном Казахстане поднята на ноги усилиями Алтынсарина. Более того, особое внимание Алтынсарин уделял образованию женщин. В наш век, когда очередной бум переживает феминизм, самое время воздать дань памяти человеку, который еще в 19 веке призывал относиться к женщинам, как к равным членам общества, а не как к бесплатной домашней рабсиле. Появлению первых по-европейски образованных казахских женщин мы должны быть благодарны именно Ибраю Алтынсарину.
Почти все учебные заведения, появившиеся здесь во второй половине 19 века, продолжают существовать и сейчас под другими названиями. Да и вообще, в наше время, когда образование ценится как ничто другое, полезно вспомнить человека, который понимал это еще 150 лет назад.
В историческом центре расположены старые церковь и мечеть, пережившие лихие времена. Мечеть 1893 года построена на пожертвования купеческой семья Яушевых. Для своего времени она довольно оригинальна, так как построена в редком для Казахстана стиле мусульманской эклектики. В 1930-е годы здание мечети было передано под клуб. А после войны здесь располагался КТЮЗ (кинотеатр юного зрителя), затем здание было перестроено под концертный зал областной филармонии, которая и располагалась здесь до конца советской власти.
Через несколько кварталов от мечети сохранилась старая церковь святых Константина и Елены. Сегодня в храмовом комплексе есть сразу две церкви. Новая, построенная уже в XXI веке, и старая деревянная, много повидавшая на своем веку.
Небольшая деревянная церковь сегодня пребывает не в лучшем состоянии – все-таки за весь переменчивый ХХ век она не раз находилась на грани сноса. Когда-то здесь располагался госпиталь, а после войны здание вернули верующим. Впервые открылась эта церковь в 1900 году.
Сейчас здесь служат, в основном, отпевания. В городской акимат руководство епархии постоянно ходатайствует о присвоении церкви статуса памятника архитектуры. Возможно, тогда процесс восстановления памятника пойдет быстрее.
Для желающих совершить паломничество в окрестностях Костаная есть и другие сакральные места. Это мавзолей на могиле Ибрая Алтынсарина и живописный храм в селе Боровском из красного кирпича, рядом с красивейшими лесом, озерами и источниками.
Отдельного внимания заслуживают арт-объекты, расставленные по центру города. Это наследие фестиваля «АртОбилие», которое к 140-летию города в 2019 году устроила известная урбанистка и арт-менеджер Майра Измайлова для своего родного города. Фестиваль городского искусства стал настоящим событием для костанайцев. Обычно в Казахстане таких мероприятий удостаиваются только столицы.
В Костанае имеется необычный даже для столиц музей игрушек. Расположился он в детском развлекательном центре. В нем хранится пять тысяч разнообразных экспонатов, от древних игрушек и до самых современных радиоуправляемых моделей.
Здесь имеются и венецианские карнавальные куклы, и русские Куватка, Платочница, и известные всему миру Барби и Кен. По-особенному смотрятся казахстанские сувенирные куклы в красивых национальных костюмах и войлочные юрты.
Также в музее имеется целая коллекция игрушечного транспорта. Это металлические модели машин ручной сборки конца ХIX - начала XX ст., копии первой паровой машины, троллейбуса, паровоза, а также транспорт немецкого производства. Только на фоне аттракционов, игровых автоматов, бассейнов из шариков и аэрохоккея вся эта роскошная коллекция остается почти незаметной.
Я уезжал из Костаная со стойким ощущением приятного сюрприза, который преподнес этот город. Можно сказать точно: у этого города есть все шансы стать одним из центров туризма в Казахстане.
Источник - 365info.kz