В атмосфере эмоционального тепла и силы женской солидарности была открыта выставка Erkin ayel, что с казахского языка переводится как «свободная женщина». В своей приветственной речи ректор университета Рахман Алшанов напомнил об особой роли женщины в восточном искусстве:
«Женщины на Востоке, в Туране, занимали особое место: были красавицами и при этом боролись с мужчинами наравне, защищали Родину. Многие восточные поэты, например Омар Хайям, воспевали женщин, живших в том числе и на территории Казахстана. Поэтому этот поэтический образ XII-XVI веков сохранился до наших дней и занимает особое место в истории. Думаю, тема данной выставки очень важна, нужно говорить об этом и пропагандировать ее».
ректор университета Туран Рахман Алшанов
Каждая картина — целая история, наполненная болью
Организаторы выставки — студентки университета «Туран» — обратились в различные организации, чтобы найти рассказы жертв насилия. Кризисный центр «Жан-Сая», специализирующийся на поддержке пострадавших, предоставил истории своих подопечных. Эти рассказы были переданы казахстанским художникам для создания работ, представленных на выставке. На каждом полотне, кроме имени автора, размещен QR-код, отсканировав который, зрители могут прочитать историю, ставшую основой для картины.Поезд счастья
Например, на этой картине изображена девушка с двумя детьми, уезжающая на поезде, а по QR-ссылке рассказ от лица ребенка по имени Альбина:
«Папа меня любил, пока я была маленькой девочкой, но, когда я стала старше, я вдруг стала во всем виноватой. Виновата в его плохом настроении, в его проблемах на работе — он срывался на мне, маме и братишке. Ведь это так легко — бить беззащитных детей и женщин. Однажды мама все-таки решилась уйти от него ради нашей безопасности. Я ее поддержала. Поезд "Актобе-Алматы" навсегда изменил нашу жизнь, она уже никогда не будет прежней, и я этому очень рада».
Эта картина — одна из любимых работ организатора выставки Дамиры Найманбаевой:
«Картина называется "Поезд счастья". Она тронула меня больше всего. Девочка не нашла поддержки и понимания у людей, но покой обрела, лишь когда села в этот поезд, который увез их с матерью в Алматы, где их встретили сотрудники кризисного центра».
Все работы на выставке были выполнены художниками из разных уголков Казахстана. Есть работы как профессионалов, так и любителей, поделилась Дамира:
«Мы с Жибек искали художников повсюду: через Instagram, общих знакомых, школы рисования, группы в социальных сетях, с помощью сарафанного радио. Мы задействовали все каналы, чтобы привлечь как можно больше неравнодушных людей, так как наш проект никем не финансируется. У нас была только идея и способ ее реализации. Мы придумали название, которое говорит само за себя — "сила женщины в ее свободе". Также мы сами разработали логотип мероприятия, а в остальном нас поддержали. Мы хотим поблагодарить всех, кто помог в организации: наш университет, кризисный центр «Жан-Сая», организацию «Русский дом», предоставивший нам подарки и призы для участников, экспертов, выступивших с мастер-классами и консультациями и конечно же наших художников».
Идея двух подруг воплотилась в жизнь спустя два месяца
Дамира Найманбаева и Жибек Кадыр
Дамира и Жибек познакомились в университете. В рамках курса, посвященного социальным проблемам общества, они сошлись на идее создания этого проекта. «Рассказать о проблеме бытового насилия через искусство» — так сформулировала Жибек свою идею, которую ее подруга с радостью поддержала.
«Эта тема пришла в наши головы не просто так. Лично я, честно говоря, сталкивалась с этим в детстве, как и многие мои знакомые и подруги. Мы с Дамирой решили создать эту выставку, чтобы вызвать отклик у общества, чтобы о проблеме говорили. Нужно забыть о понятии "ұят", когда дело касается насилия, и помогать его жертвам. Разговоры об этом помогут нам постараться искоренить проблему», — рассказала АПН Жибек Кадыр.
Ұят
Понятие «ұят» в Казахстане оказывает значительное влияние на отношение к теме бытового насилия. В традиционном понимании «ұят» не только регулирует поведение, но и часто способствует замалчиванию семейных проблем. Боязнь «опозорить семью» или «вынести сор из избы» побуждает многих женщин не обращаться за помощью и терпеть насилие, чтобы избежать клейма на своих близких.Тем не менее в последние годы множество женщин находят поддержку и обращаются за помощью. По словам Гулжанар Калауовой, психолога кризисного центра «Жан-Сая», каждая из них при обращении пребывает в отчаянии.
«В основном это потерянность, опустошение, эмоциональное выгорание. Женщина не понимает, что ей дальше делать. В большинстве случаев мы сталкиваемся с нестабильным состоянием: страхом, паникой, тревогой.
Рисунок 11-летней художницы
При этом страдают и дети. Хотя дети официально не считаются жертвами бытового насилия, они становятся свидетелями и испытывают такие же страдания, как и их матери. Мы стараемся помочь всем, кто к нам обращается.
Ежедневно у нас стабильно бывает 2-3 новых случая. Женщины либо сами приходят к нам, либо их может привезти полиция. Если ситуация выходит за рамки семейно-бытовой сферы, мы направляем их к другим специалистам. Также к нам обращаются и для получения консультации», — рассказала Калауова.
Впрочем, не все так плохо и в законодательном плане. С 2009 года в Казахстане действует закон о профилактике бытового насилия, в который этим летом внесли поправки после нескольких резонансных случаев. Главным изменением стало то, что для привлечения агрессора к ответственности больше не требуется заявление от жертвы. Более того, суд теперь может обязать агрессора пройти психокоррекционную программу, чтобы попытаться сохранить семью. Однако, по словам юриста и руководителя социального проекта «Аяулы Жан» Гулшары Сапаровой, пока это нововведение полноценно не регулируется:
«Закон вступил в силу около 4 месяцев назад, но до сих пор неясно, кто будет контролировать его исполнение: Минздрав, МВД или, возможно, местные исполнительные органы. В прошлом году был пилотный проект психокоррекционной работы с агрессорами, и он дал хорошие результаты, но до сих пор эти моменты не узаконены. Пока же на практике получается так, что с женщиной поработали психологи, ребенок прошел ресоциализацию, а они все равно возвращаются в ту же семью, где агрессор не изменился, и никакая работа с ним не проводилась. Поэтому единственный выход пока по-прежнему — это развод. Мы, конечно, помогаем и в этом, но надеемся, что практика работы с агрессорами наконец начнёт давать положительные результаты».
Тем не менее, нельзя утверждать, что разрыв семьи — это единственный выход. По статистике того же кризисного центра, в редких, но значимых случаях агрессор меняется, и семье удается выйти из кризиса. Это происходит, когда все члены семьи искренне стремятся к переменам. А пока остается только говорить о проблеме и поднимать ее на виду у общества — как это сделали две студентки, Дамира и Жибек, чья смелая инициатива нашла отклик и поддержку среди неравнодушных.