В поселок Каргалы, что в 45 км от Алматы, мы выехали в семь утра. Хотелось все дела сделать до жары, а дел было много.
По отличной дороге домчались быстро. И все успели, как и планировали. Казалось бы – пора назад.
Но быть в Каргалы и не прогуляться по нему – такое невозможно. Урочище Каргалы – живописное место с богатейшей историей, которая, увы, никак не отображается в поселковых ландшафтах. Да и местные жители далеко не все о ней знают.
Поселок Каргалы, который я помню как Фабричный, всегда мне нравился уютом и свежестью. Было (и есть) что-то в нем особенное. Или я, зная насыщенную событиями историю ущелья, пытаюсь особенное в поселке разглядеть. Мне кажется, что все, происходящее здесь в разные эпохи, может лечь в основу остросюжетного приключенческого детектива.
История 1. Золотая
Ущелье вдоль реки Каргалы было заселено на протяжение последних 4 тысяч лет. Это подтверждают археологические находки - каменные печи, керамика, украшения, оружие и знаменитая Каргалинская диадема.
Да-да, та самая диадема, что мастерски описана у Юрия Домбровского в его «Факультете ненужных вещей»: «Кусок состоял из ажурной золотой пластины, разделенной на два пояса. В верхнем поясе был изображен рогатый дракон с гибкой кошачьей статью и на пружинящих лапах. Он стоял, извиваясь и скалясь. Четко был вычеканен каждый клык зверя. А ниже этажом помещался козлик…»
В этой истории много таинственного и непонятного. До сих пор неясно, кому принадлежали золотые украшения, кто та женщина, останки которой случайно (или не случайно?) нашли рабочие, произведены ли украшения местными мастерами или прибыли в эти места издалека вместе с их хозяйкой...
Каргалинская диадема, выполненная из двух золотых пластин, украшенных изображениями животных и человека и инкрустированных драгоценными камнями, - наиболее ценный предмет усуньского клада, найденного в урочище Мыношакты Каргалинского ущелья. А в общей сложности там было обнаружено около 300 золотых изделий. Среди находок – перстни с горельефом двугорбого верблюда, фигурки горных козлов, серьги с изображением мыши, грызущей человека, множество металлических застежек. Изделия изготовлены из золота с инкрустацией из бирюзы.
«Факультет ненужных вещей», если кто не читал, - это детектив. Сюжет его происходит в конце 1930-х годов 20-го века. В Центральный музей Казахстана рабочие принесли старые золотые изделия. Поняв, что эти вещи представляют огромный интерес для науки, рабочие исчезают вместе с документами. О случившемся узнают в НКВД, главного героя обвиняют в антисоветской пропаганде, хищении ценностей и попытке бежать за границу. Чтобы опровергнуть эти обвинения, надо найти клад…
Произведение художественное, но писал Домбровский о том, что действительно видел своими глазами – он работал в музее в то время. А музей располагался в здании храма – Вознесенского собора, и у Домбровского там был кабинет. Справа от входа есть лесенка деревянная… И клад действительно был, и принесли его рабочие - сотрудники Каргалинского суконного комбината.
История 2. Купеческая
Этот комбинат – это еще одна важная веха в истории Каргалы и всего Казахстана.
Начинается эта история в городе Верном, куда в 70-х годах XIX-го века прибыл Андрей Назарович Шахворостов. Был он из крепостных крестьян Воронежской губернии. В Верном стал потихоньку заниматься торговлей. И дела пошли успешно. Настолько, что из крестьян он через несколько лет перешел в мещане, а в 1879 г. - и в купцы. Сын его, Григорий Андреевич, продолжил дело отца и основал «Торговый дом Шахворостова с сыновьями». Торговали они по всему Туркестанскому краю. И стали одной из богатейших семей в Семиречье. В городе было несколько домов, принадлежащих этой семье – их сдавали в аренду, был такой бизнес у Шахворостовых. Домов больше нет - разрушены временем или людьми. А дом, в котором жила сама семья, цел и сейчас, стоит на улице Назарбаева, 99 за высоким забором. Сейчас он пустует, а когда-то в нем располагалось американское консульство (оно и возвело забор и пристройку к зданию), а потом и французское…
Историю Шахворостовых мне рассказала алматинский краевед Неля Аубакировна Букетова. Она же дала мне папочку, где хранятся копии документов, обнаруженных ею в Центральном архиве. Есть в ней и копия журнала Общего заседания членов строительного отделения Семиреченского областного правления, на котором рассматривался проект на постройку суконной фабрики.
После смерти Григория Андреевича в 1904 году, его сыновья на деньги, доставшиеся им в наследство от отца, решили построить в поселке Каргалы суконную фабрику. Место было выбрано не случайно – ущелье окружали пастбища, а значит, было много шерсти, река была чистой и полноводной, строительный материал в виде дерева и глины, из которой делали кирпичи, тоже был рядом.
Строительство комбината началось в 1907 году. А через год здание цеха было уже готово, пришло и оборудование – железной дорогой до Ташкента, а оттуда - на верблюдах и волах.
В 1909 фабрика начала выпуск сукна. Это была очень востребованная продукция не только на местном рынке. Товар вывозился за пределы Семиречья и даже импортировался в Китай. Да, были времена, когда Китай покупал у нас ткани… А еще Шахворостовы поставляли каргалинское сукно в российскую армию, и каждая вторая армейская шинель была изготовлена из этого сукна.
Работало тогда на заводе 200 человек, и 136 из них были местными.
После революции фабрика была национализирована и продолжила свою работу, правда, уже с меньшим размахом. Но в 1928 году она была модернизирована, расширила ассортименты выпускаемой продукции и незаметно превратилась в главное текстильное предприятие республики. И работало на производстве на тот момент уже 500 человек.
Во время Второй Мировой войны в поселок Фабричный эвакуировали ткацкие фабрики из городов Сумы и Псков. Благодаря их оборудованию и квалифицированному персоналу произошел стремительный рост и фабрики, и села. А в 1945 году цеха переоборудовали конфискованными немецкими станками, и комбинат из предприятия регионального значения перешел в разряд крупнейших текстильных предприятий СССР.
Сохранился каталог тканей предприятия – они и сейчас, спустя почти 40 лет, актуальны и по расцветкам, и по качеству. Но увы - перестройку, развал Союза, а вместе с ним и развал всех торгово-экономических связей, предприятие не смогло пережить.
История 3. Сталкерская
Руины бывшей фабрики – это самая известная достопримечательность села. Увы. Правда, полуразрушенные корпуса попытались стыдливо прикрыть билбордом от Рухани Жынгару. Но не получилось - билборд маленький, а фабрика была большой…
Даже не смотря на разруху здесь величественно. Видно, каким огромным и процветающим было это предприятие когда-то. Заводоуправление, цеха, клуб, фонтан и непременный Ильич на блестящем постаменте.
Побродили по заросшим кустарникам помещениям, распугивая живность и вспоминая «Сталкера» и «Безумного Макса». Пусто, страшно…
И странно. Странно, что эти постапокалиптические индустриальные пейзажи не задействованы под съемки триллеров. Успех фильмам, снятым в таких интерьерах, обеспечен – очень уж тут угнетающе-атмосферно…
И речка журчит, и вода в ней чистая. Это единственный плюс развала производства. Раньше, как рассказывали местные, вода в реке была всех цветов радуги: в нее сливали воду, в которой промывали шерсть.
Недалеко от фабрики есть мемориал памяти погибшим в ВОВ. Несколько черных каменных плит с выбитыми именами – это всё местные жители… Большинство из них были работниками комбината, которые с фронта не вернулись. Комбинат в годы войны перешел полностью на выпуск сукна для шинелей. А 527 работников комбината, тружеников глубокого тыла, каким был Казахстан - были награждены за героический труд медалями и орденами.
Еще один памятник – рядом с заводоуправлением (точнее, с тем, что от него осталось) – композитору Асету Бейсеуову, многие песни которого вошли в золотой фонд казахского песенного искусства. Он – уроженец этих мест, учился в местной школе, в которой даже был небольшой музейчик, ему посвященный. Но полноценный краеведческий музей в поселке мы не нашли. Интернет молчал, жители не знали. А ведь это село не только богато давней историей, но и дало стране (и не только нашей) много талантливых людей. Космонавт Талгат Мусабаев, певица Нагима Ескалиева, Рашид Дайрабаев, российский музыкальный менеджер, директор группы «Ласковый май» и певца Николая Баскова – каргалинцы.
А справа от старых заводских ворот стоят дома, которые строились еще при Шахворостовых. Они, в отличие от цехов предприятия, пережили все катаклизмы, там бурлит жизнь… Да и старый-старый люк (не удивлюсь, что он помнит Шахворостовых) в прекрасном состоянии, и невзирая на почтенный возраст, исправно исполняет свои сливные функции…
В поселке есть и многоэтажки – тоже наследие комбината, но уже советского периода его работы. В 80-х предприятие выдавало 3 000 000 метров ткани ежегодно, на нем работали около 3000 человек, и для них была создана необходимая инфраструктура недалеко от производства.
История 4. Современная
Из современных построек в поселке заметили стадион. Мы его поначалу услышали, а не увидели – стадион бурлил радостными эмоциями, выплескиваясь далеко за его границы. Это по случаю каникул местные мальчишки затеяли почти настоящий футбольный турнир. Все по-взрослому - яркая форма соперничающих команд, азартно подбадривающие игроков зрители…
Есть, конечно, в поселке школы – пять средних общеобразовательных и одна специализированная гимназия для одаренных детей, детские садики, видели пару творческих студий. Село не маленькое - на 2009 год по данным переписи здесь проживало 20114 человек (9739 мужчин и 10375 женщин).
Но с работой, как отмечали все, с кем мы в Каргалы говорили, тут плохо.
Предприятий большого бизнеса в Каргалы мы не увидели. А малый бизнес представлен магазинчиками, парикмахерскими, аптеками – как и везде. Есть в поселке небольшая пекарня, возможно, и не одна. Но нас направили в конкретную: «Во-он туда езжайте по улочке, ниже церкви пекарня». Сказали – там самые вкусные булочки в районе. Магазин при пекарне порадовал не только ассортиментом, но и прохладой – тут вовсю работал кондиционер, создавая рай в отдельно взятой географической точке. А булочки и печенье были просто восхитительны, мы напробовались вволю и набрали целый мешок в дорогу. Чаю попить.
Но далеко уходить не хотелось. Улочка выглядела живописно и атмосферно. Речушка, старые-старые домики (тоже из прошлого века), огромные булыжники, которые сюда прикатил сель…
И церковь – маленькая, уютная, с необычной красно-золотой маковкой. Пройти мимо такой красоты мы просто не смогли. Встретил нас настоятель храма священник Сергий Гутов. И первым делом предложил чаю с местными конфетами. Да-да, оказалось, на территории поселка работает небольшой цех по изготовлению конфет. Вот и еще одно каргалинское предприятие!
После чаепития отец Сергий сделал нам экскурсию храму и его территории. Храм во имя святителя Тихона построен в 2009 году. До сих пор строится и «обживается» прихожанами.
Старые иконы преп. Сергия Радонежского и святых равноапостольных Владимира и Ольги церкви передали из Каскелена, а туда они попали из Никольского храма в Алматы.
Все работы ведутся на деньги самих прихожан, работа идет не быстро, но уже заасфальтированы дорожки для крестного хода вокруг церкви и по внутреннему периметру вдоль ограды, облагорожена территория. Частично – рядом с церковью идет стройка. Там будет колокольня, а на первом этаже решили сделать воскресную школу. Само здание собирали из металлических контейнеров и своими силами. Из экономии. Получается очень симпатично.
Отец Сергий пояснил, что до 2009 года все богослужения проходили в небольшой домовой церкви. Там помещалось человек сорок, не больше. Исторически сложилось так, что своей церкви при фабрике не было. Шахворостовы думали построить, но началась Первая мировая. Потом революция случилась, а новые власти о боге уже и не вспоминали….
А вот старая мечеть в поселке есть. И священник вызвался нас туда отвезти. Тем более, что с ее главным имамом Сейиткали Ыбытаевым они знакомы почти 25 лет.
Мечеть была построена в 1886 году волостным управителем Сатом Ниязбеков и это сооружение считается одним из старейших зданий в стране. На здании висит памятная табличка. Тут вообще бережно относятся к истории. В кабинете имама висят фото. На одном из них запечатлена мечеть, какой она была когда-то. А на втором – Сат Ниязбеков во время своей поездки в Санкт-Петербург в 1913-м году: он там был на 300-летии дома Романовых. Это была очень почетная миссия - представлять Семиречье на празднествах в императорской столице.
Сейиткали рассказал, что здание мечети несколько лет назад достроили. Сейчас здесь есть классы, которые и в летнее время не пустуют. Ни мечеть, ни церковь никакой помощи от местных властей, да и от государства не получают, обходятся своими силами…
Напоследок священник Сергий отвез нас в ущелье к роднику с чистой и очень холодной горной водой. Мы набрали полные бутылки в дорогу, постояли в прохладе у реки и отправились вниз по разбитой грунтовой дороге. Нам навстречу ехали караваном машины, груженые стройматериалами и техникой. Подумалось: может, здесь затевается что-то полезное? Предприятие, которое даст поселку рабочие места, а их не хватает катастрофически, все местные ездят на работу в город? Или укрепят дорогу и можно будет без опаски потерять колесо проезжать в ущелье, чтобы полюбоваться местными красотами? Или возведут кемпинг для туристов и наконец-то вспомнят, какое это замечательное место, какая у него богатая история. И, надеемся, большое будущее.