Инклюзивные школы – успешные школы: какие идеи продвигают родители особых детей в Казахстане | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Инклюзивные школы – успешные школы: какие идеи продвигают родители особых детей в Казахстане

1164
5 минут
Инклюзивные школы – успешные школы: какие идеи продвигают родители особых детей в Казахстане

Фото из архива «Центра социальных инклюзивных программ»

21 марта множество казахстанских семей отмечают Всемирный день человека с синдромом Дауна. В нашей стране он традиционно совпадает с празднованием первого дня Наурыза.

Детей с особенностями развития Общественного фонда «Центра социальных инклюзивных программ» пригласил к себе на праздник Наурыза Национальный образовательный и оздоровительный центр «Бобек». Детей радушно встречали сотрудники центра «Бобек» - с традиционными угощениями: сладостями, баурсаками, наурызкоже, выпечкой. В ответ детки-«особята» «Центра социальных инклюзивных программ» подготовили музыкальный подарок и спортивное выступление.

В этом году Общественный фонд «Центра социальных инклюзивных программ» отмечает шестилетие, подводит итоги, строит планы на будущее и продолжает работать над созданием открытой среды, лишенной барьеров и границ, где в основе общения - дружба, сотрудничество и понимание. В Фонде объединились более 200 семей, это креативная и крепкая команда, помогающая сотням и тысячам родителей детей-«особят».

Салтанат Мурзалинова-ЯковлеваФото 1. Салтанат Мурзалинова-Яковлева

Салтанат Мурзалинова-Яковлева – президент общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ»:

«Мы работаем по всему Казахстану. Наша основная идея: «Инклюзивные школы - успешные школы». Именно с этим тезисом мы выходим к обществу и государству. Вместе с компанией In Drive, их проектом Spark Lab мы готовим к запуску первую казахстанскую платформу по поиску тьютора. На платформе будут регистрироваться тьюторы, оставляя свои резюме, анкеты. Совместно с университетом НарХоз мы организовали обучение тьюторскому сопровождению. Но так как в университете нет педагогической кафедры, мы пока открыли доступ для всех специалистов - «человек-человек»».


Центр социальных инклюзивных программ занимался поиском университета с педагогической кафедрой, которому было бы интересно работать в этом направлении. И теперь совместно с университетом «Мирас» города Шымкент будет запущена программа повышения квалификации, создан Научно-практический центр в сфере инклюзивного образования. Салтанат Мурзалинова-Яковлева поясняет:

«Будем давать педагогам практические знания, которые мы отрабатываем в своей инклюзивной школе «Insight». Помогаем им находить решения. Мы рады, что к нам присоединилась крутая команда «Мирас» - специалисты оказались смелыми, открытыми. Нам важно, что мы являемся практической командой, и есть много исследователей в сфере инклюзивного образования. Мы опираемся на эти изыскания, в том числе – на казахстанские. И, конечно, применяем на практике, смотрим, что работает, а что - нет. Это настоящая полевая работа – мы работники поля».


Общественным фондом «Центр социальных инклюзивных программ» запущен также проект по инклюзивному туризму. Пока это только пешие прогулки, но со временем инициатива получит развитие. Мурзалинова-Яковлева рассказывает, что проект по инклюзивному туризму имеет двойной эффект:

«С одной стороны, это – профориентация для людей с особыми потребностями. С другой стороны, в нем могут участвовать семьи с особенными детьми, люди с особенными потребностями. И в ту, и в другую стороны участниками станут особенные люди».


Продолжает работу театральная платформа инклюзивного социального искусства «Адамдар». В настоящее время Фонд находится в активном поиске спонсора для этой платформы: «Это важно, так как проект находится в режиме энергосбережения». В экспериментальном формате, по словам Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой, в «Центре социальных инклюзивных программ» работала инклюзивная дошкольная подготовка:

«Мы подготовили наших «особят» к школе, отработали методику. Открываем второй филиал по инклюзивной дошкольной подготовке – в районе Зеленого базара».


Есть также у Центра социальных инклюзивных программ международный проект, совместный с коллегами из Болгарии. Руководитель содружества «ЕЛА» Ива Бонева приезжала в Казахстан, проводила здесь исследования. Содружество «ЕЛА» около 20 лет занимается развитием инклюзивного образования в Болгарии. Салтанат Мурзалинова-Яковлева рассказывает:

«Ива Бонева вместе с нашей командой создала модель инклюзивного образования в Казахстане - с учетом нужд нашей страны. Болгарский специалист беседовала с родителями особенных детей в Казахстане. И мы старательно ведем переговоры с государством, предлагая нашу модель, чтобы ее уже отработать на практике».


Справка

Ива Бонева - исполнительный директор Центра инклюзивного образования - была удостоена Международной награды DISES за лидерство в 2018 году. Это произошло на ежегодной конференции и выставке Совета по делам исключительных детей, состоявшейся с 7 до 10 февраля 2018 года в городе Тампа, Флориде. Эта награда ежегодно присуждается профессионалам с признанным опытом и лидерством на академическом и международном уровне в области инклюзивного образования.


Общественный фонд «Центра социальных инклюзивных программ» (Алматы) стал победителем казахстанской премии «Акмерген» в сфере пиара – в секторе «благотворительность». Активно развивается студенческий проект, где молодые люди вместе с ребятами с особенными потребностями будут реализовывать совместные проекты и через год представят общественности.


Для родителей детей с синдромом Дауна давно уже позади мучительный вопрос – «Почему, за что нам послан особенный ребенок, не такой, как все?» Изменив формулировку – «Для чего?» – мамы и папы, став общественными деятелями, включились в работу, получая образование, новые навыки, чтобы помогать развитию своих солнечных дочек и сыночков.


Виктория Левина – когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог, приходский психолог Вознесенского собора в Алматы. Будучи специалистом с христианским мировоззрением, она подчеркивает, что каждая жизнь уникальна. Психолог отмечает:

«На фоне общего обесценивания семьи как института развития личности важны инициативы, которые создают такие организации, как Центр социальных инклюзивных программ. Здесь объединились семьи, где воспитываются дети с особенностями развития. И родители совместно решают задачи, помогая не только себе, но и множеству семей Казахстана с подобными проблемами».


Левина называет семью своеобразным «полигоном» для личностного роста человека, развития его качеств:

«Здесь он оснащает свой характер терпением, смирением, волевыми усилиями. Семья закладывает основы личности, что будет спроецировано на профессиональную сферу».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...