В аэропортах любой из стран всегда испытываю смешанные чувства – радость, ликование от предстоящего путешествия. Одновременно накрывает страх перед полетом. Конечно, я - не одна такая. Наверное, у каждого есть свой способ борьбы с аэрофобией. И самый верный из них – не летать. Но когда полет неизбежен, кто-то прибегает к доброй порции алкоголя еще в зале ожидания, а иные из аэрофобов устремляются в молельное помещение, если таковое имеется. Причем заветные комнаты для молитв ищут даже те, кто считает себя атеистом. Стоя там, обращаются на всех языках к Создателю как провинившиеся школьники. Люди, не знающие молитв, все же вспоминают одну - как у мусульман «Аль Фатиха», в православии - «Отче наш», на казахском «Аспандағы әкемiз» - которая припасена ими для ситуаций, когда нужна поддержка свыше.
В условиях ковидной пандемии в аэропортах особенно остро ощущается давление этого нового обстоятельства – опасности заражения. QR-код, ПЦР-тест, тепловизоры на входе, люди в масках, всюду санитайзеры, запретительные плакаты. Осторожность подчас перерастает в некую истерию и враждебность друг к другу. Как же международная бизнес-инфраструктура перелетов отвечает потребностях таких путешественников?
Борясь со своими полетными фобиями, я искала молельное помещение в двух аэропортах – в Алматы и Нур-Султане – по маршруту командировки. В Алматы, в «комнате молитв» - «намазхане», успела увидеть лишь коврики и тумбочку с Кораном.
Молящиеся мужчины строго посмотрели на меня. Один вышел и сказал, что женщины не должны молиться вместе с мужчинами. Я объяснила ему, что ищу христианское помещение для молитв. Парень смягчился и выразил сожаление, потом участливо предложил помолиться в «намазхане» после того, как оттуда уйдут мужчины.
Почти все вышли, но время для молитв не регламентировано, и я не дождалась, когда покинет комнату последний молящийся. Мне хотелось посмотреть, есть ли на тумбочке Библия. И прочесть в ней 90-й псалом: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Многие верующие помнят его наизусть.
В Нурсултане обнаружила «комнату для религиозных обрядов». В ней на тумбочке лежали томики Корана, четки, тюбетейка для намаза, половики для коленопреклонения. На стене – коврик с сурами Корана. Поискала на территории аэропорта часовню или молельную комнату для православных, но не нашла.
Летаю я не так часто, соответственно, полетные стрессы испытываю редко. Но есть люди, чья жизнь – непрерывное путешествие. Подвержены ли они фобиям? И как ведут себя перед полетом? Решила расспросить блогера-путешественника, горного гида Андрея Алмазова.
Андрей буддист, он точно не ищет комнату для молитв в аэропортах мира. Мои вопросы застали его в горах Андалусии, рядом с Малагой, где Андрей обучается на буддистском курсе (к слову, в аэропорту Малаги есть молельная комната). Недавно путешественник отметил своеобразный юбилей: посетил шестидесятую страну – Андорру.
Оказалось, что перед полетом он повторяет мантру с пожеланием хорошего полета себе и пассажирам: «Никаких специальных помещений для этого не нужно. Сел в кресло в самолёте и повторил мантру, если нужно. А если нет необходимости, то и Будда с ним. Меня иногда тревожит болтанка в воздухе. Это тело адреналинит, а ум, как правило, стабилен. Обычно произношу мантру в уме, чтобы не показаться странным. В буддийских странах можно и произнести, но все равно ты это делаешь почти беззвучно, одними губами».
Спросила также, сколько языков достаточно знать, чтобы путешествовать? Помимо русского и казахского, горный гид владеет английским, немного испанским.
Пожелала доброго пути Андрею и сосредоточилась на своем путешествии. В ожидании вылета стала исследовать ситуацию с молельными помещениями в городах и странах, где уже побывала и куда планирую полететь.
У наших ближайших соседей, в Бишкеке, в аэровокзальном комплексе аэропорта "Манас" есть две комнаты для молитв - в западном крыле на 1-м этаже и в стерильной зоне на 2-м этаже. В Ташкенте в международном аэропорту имени Ислама Каримова в 2017 году открылась круглосуточная молельная комната для мусульман. Она организована в одном из терминалов аэропорта, которая также оборудована местом для совершения малого омовения. В аэропорту города Ош в западном крыле была построена молитвенная комната. Она открыта круглосуточно для представителей двух крупных мировых вероисповеданий - ислама и христианства. Здесь имеются все необходимые для ритуалов предметы. Каждый верующий может обратиться к священнослужителю, который проведет «обряд обращения к высшим силам».
В московском аэропорту Домодедово православная часовня Архангела Михаила появилась ещё в 2001-м году. С 2004-го она приписана к храму Георгия Победоносца в микрорайоне Авиационный, самому близкому к аэропорту храму, где и ведутся службы. Часовня Архангела Михаила – это большой зал с иконостасом и иконами, аналоем, на котором размещены икона и Библия. Имеется маленькая церковная лавка, и даже кулер со святою водой. В 2010-х в Домодедово появились отдельные залы под мечеть "Сафар" (в переводе — "Путешествие") и под синагогу.
В международном аэропорту Шереметьево, самом большом в Москве, было открыто несколько часовен в разных терминалах. Их общая площадь составляет почти 600 000 м². Рядом с терминалом F есть храм Воскресения Христова, строительство которого стартовало еще в 2001 году и было завершено ровно через год. В 30-е годы в месте, где сейчас расположена церковь, стояла часовня села Воскресенки. Храм Воскресения Христова выполнен в древнерусском стиле, что привлекает любопытных туристов. На территории аэропорта также находятся часовня Архистратига Михаила - в терминале C, часовня Николая Чудотворца - в терминале E. Построены они были значительно позже. В часовне Архистратига Михаила находятся иконы, утерянные авиапассажирами, которые не были востребованы по истечении пяти лет.
В петербургском аэропорту Пулково в августе 2016 года открылась часовня в честь редкой иконы Божией Матери «Благодатное Небо». По преданию, она была привезена в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения. Иконе молятся об исцелении. В часовне есть иконы Божией Матери, архистратига Михаила, святителя Николая Чудотворца, а также небесных покровителей Петербурга.
В Адлере заброшенное здание авиакасс преобразовано в Свято-Троицкий храм в 1998 году. Он представляет собой трехглавое строение со звонницей. Там же в 2000-х годах построили просторное двухэтажное кирпичное здание воскресной школы, при котором имеется домовая церковь в честь сошествия Святого Духа.
Часовни в аэропортах на территории стран бывшего Советского Союза стали появляться в независимых республиках в начале 2000-х годов.
В европейских аэропортах иные даты закладки молитвенных помещений. В1968 году в аэропорту Хитроу близ Лондона архитектором Тони Мидоусом была возведена Георгиевская Межконфессиональная Часовня - христианское место поклонения капелланов.
Здесь воссоздана атмосфера и стиль склепа ранней христианской церкви. В главном зале святыни расположены стулья и деревянный алтарь, а также стеклянные витрины с ценными религиозными реликвиями и фотографиями членов общин. Есть несколько картин с библейскими сценами и небольшая мраморная статуя, изображающая Святого Георгия.
Находится часовня в центре аэропорта. Перед входом расположен пятиметровый дубовый крест и мемориальный сад с удобными скамьями для отдыха сотрудников и пассажиров.
Межконфессиональная часовня в международном аэропорту имени Даллеса в Вашингтоне DC – это островок тишины и медитативного покоя в эпицентре деловой и туристической суеты американской столицы. Место притягательно не только для нуждающихся в молитве пассажиров. Сюда на несколько минут заходят и сотрудники аэропорта. Часовня действует круглосуточно. Сюда приглашают «освежить разум и сердце» духовным чтением, молитвой и размышлениями. В часовне доступны священные книги на многих языках. Среди них - английский, испанский, французский, немецкий, урду (один из 22 официальных языков Индии), амхарский (государственный язык Эфиопии), польский и другие. Служители часовни дают пасторское руководство тем, кто страдает, помогают в разрешении личных конфликтов, проводят религиозные службы, и даже предоставляют специализированную бригаду в случае потери близких в авиакатастрофах. И, конечно, часовня, в первую очередь, - «тихое место для частной молитвы, медитации и религиозных обрядов». По запросу здесь предоставляется помощь в экстренных или других сложных ситуациях. Помещение часовни похоже на лекционный зал с рядами кресел, с кафедрой для капеллана, украшенной зеленью, с символикой разных конфессий на стенах.
В парижском аэропорту Орли, который обслуживает внутренние рейсы Франции, оборудовано несколько мульти-религиозных молитвенных комнат. Это сделано с учетом многонационального населения страны.
Вспоминаю гигантский аэропорт во Франкфурте, где имеется место для нескольких конфессий сразу. Со всей необходимой атрибутикой - Кораном, Евангелием, четками, циновками для молитв и даже с наклейкой Qibla (точно установленное из любой точки земного шара направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Аравии). В этой крупнейшей воздушной гавани межконфессиональная комната разделяет пространство с казино и прочими объектами, которые удовлетворяют потребности путешественника. Ведь человек может задержаться здесь на несколько часов или на целую жизнь (как герой фильма «Терминал»).
Любой аэропорт – это портал, вырывающий нас из привычного. Именно здесь ощущается хрупкость и недолговечность сущего, и вас может коснуться дыхание вечности. Возможно, боясь заглянуть ей в лицо, вы обратитесь к знаку, символу этой вечности - к иконе, кресту, свече, к молитве, прося защиты. И, взбегая по трапу самолета – как по лестнице Иакова - вы, может быть, услышите ответ на вашу молитву: «и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в сию землю…» Да будет так.
Экипаж самолета желает вам приятного полета и мягкого приземления.
Фото автора и открытых интернет-источников
Алматы - Нур-Султан-Петропавловск - Алматы
Источник - inbusiness.kz