Две сестры, две светлых повести | Агентство православных новостей (АПН)

Две сестры, две светлых повести

22
10 минут
Две сестры, две светлых повести
Константин Козлов


Как Анастасия Цветаева стала живой достопримечательностью Павлодара.

Скорый на жесткие перемены ХХ век многих великих людей разбросал по свету. Кому-то пришлось в одной жизни повидать роскошные европейские дворцы, курорты лазурного берега вместе с концлагерями и сибирскими ссылками. В ряду такого рода судеб показательна жизнь великой русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой. Дочь профессора философии, сестра великой поэтессы по рождению, принадлежащая к верхушке блестящего дореволюционного общества, сполна хлебнула испытаний лихолетья ХХ века. Анастасию Ивановну особо чтят и помнят в казахстанском Павлодаре. Как же так получилось? 

news1084.jpg

Казахстан может гордиться тем, что именно в нашей стране, в Павлодаре существует единственный в мире музей писательницы Анастасии Цветаевой. С 2013 года он действует в стенах Славянского центра павлодарского Дома дружбы. 

news1085.jpg

Конечно, Анастасия Цветаева и при жизни, и сейчас остается несколько в тени своей великой сестры. Между тем литературоведы считают ее не только мемуаристкой, но и отличным прозаиком. Самая известная ее книга – «Московский звонарь». Хорошо известны также повести «Дым, дым, дым» и «Моя Сибирь». Писала Анастасия Ивановна и стихи, но таких успехов на поэтическом поприще, как Марина Ивановна, не снискала. В жизни известных сестер много как сходств, так и различий. С ранней юности вхожие в круг московской интеллигенции и богемы, сестры, казалось бы, всю жизнь могли вращаться в этих элитарных кругах и радовать начитанную и избалованную публику своим творчеством. 

news1086.jpg

Но случилось по-другому. Революцию не приняли почти все члены семьи Цветаевых. Довольно быстро они оказались в Крыму, бывшем тогда оплотом «белых». В отличие от Марины, Анастасии Цветаевой не удалось уехать за границу – она осталась в СССР. И если в 20-е годы она относительно свободно могла заниматься не только литературным творчеством, но и публичными диспутами о политике, религии и прочим вопросам, наступившие вскоре 1930-е годы лишили ее такой возможности окончательно. Сначала ее перестали печатать, потом начали преследовать, а в 1937 году и вовсе посадили, попутно уничтожив рукописи ее книг «Голодная эпопея» и «SOS или Созведие Скорпиона». Их восстановить так и не удалось.

news1087.jpg

В 1930-х Анастасия Цветаева разделила участь миллионов советских людей – ее арестовывали дважды. Первый раз ей удалось спастись благодаря заступничеству Екатерины Пешковой, советской правозащитницы, первой жены Максима Горького. Но в 1937 году ее арестовали уже надолго. Причины ареста в условиях «большого террора» искать трудно. Чаще всего их выдумывала советская власть. А главной и единственной причиной, по которой людей арестовывали чаще всего – подозрения в нелояльности к советской власти. Конечно, Анастасию Ивановну трудно представить истовым сторонником коммунистической власти. Плюс ко всему, определенную роль сыграло и ее членство в «Ордене розенкрейцеров» - эта тайная организация по всем признакам напоминала масонскую ложу. Основал ее философ Борис Зубакин. Члены этого сообщества проводили собрания, в ходе которых спорили о многогранности христианского вероучения, спорили о ее мистической составляющей. 

news1088.jpg

В те годы довольно популярны были религиозно-богословские споры: считалось, что и христианство в целом, и православие в частности находятся на неком рубеже, перепутье и вот-вот вступят в новый этап развития. Каждый видел этот этап по-своему, однако большевистский воинствующий атеизм всех верующих людей фактически поставил вне закона. 

news1089.jpg

За принадлежность к этому ордену Цветаеву приговорили к 10 годам заключения в Амурлаге, затем перевели ее в Карелию, Каргопольлаг, и после непродолжительного освобождения вновь арестовали и отправили в ссылку в поселок Пихтовка в Новосибирской области. Всего в местах заключения и ссылке она провела 17 лет. 

news1090.jpg

Та же участь постигла и ее сына – Андрея Трухачева, которого она родила в 1912 году. Ему тоже выпали на долю аресты, ссылки и скитания. И случилось так, что именно в казахстанском Павлодаре семье было суждено воссоединиться. Павлодар подошел и сыну, и матери, как место, где можно было проживать на тот момент еще не реабилитированным людям. В период послевоенного восстановления страны городам на окраинах огромной страны были необходимы образованные и квалифицированные инженеры. Такие, как Андрей Трухачев. 

news1091.jpg

В Павлодаре Андрей Борисович поселился почти на 20 лет – его, умнейшего человека, до сих пор вспоминают старожилы. На тот момент он уже был женат на Нине Зелениной, у них родилась дочь Маргарита. Кроме того, Трухачев воспитывал Геннадия, ее старшего сына от первого брака, как родного. Геннадий Зеленин до сих пор проживает в Павлодаре, ему 84 года. Маргарита и Ольга (родившаяся в Павлодаре в 1957 году) теперь живут в США.

news1092.jpg

В 1957 году в жизни Анастасии Цветаевой началась новая полоса. Вот так вспоминает начало своего павлодарского периода сама Цветаева: 

– Я начала писать в первую же весну 1957 года, поселясь у сына в Павлодаре, сев у окошка в палисаднике хозяйки. Я начала мой первый том «Воспоминаний» с первых воспоминаний детства, всё сначала, точно в первый раз взяв перо. 

news1093.jpg

В музее есть и самые редкие издания книг Цветаевой. Надо сказать, что воспоминаний о Павлодаре Анастасия Ивановна оставила не так много, как могла бы. Часть мемуаров есть в книге «Повесть о Кокчетаве» - в этом городе она жила какое-то время. Но тем не менее, даже из того, что дошло до наших дней, можно понять, что в Павлодаре у нее открылось второе творческое дыхание. Здесь сошлось несколько факторов. Началась «оттепель», гонения и страх перед арестом исчезли. Цветаева снова была с семьей, в городе, который она очень полюбила. Хотя их дом был совсем маленьким – вшестером (Цветаева, ее сын Андрей, невестка Нина, ее сын Геннадий и две маленькие внучки – Рита и Оля) они жили в двух комнатах и небольшой кухоньке. 

news1094.jpg

– Дом, где они поселились, Андрей Борисович подобрал специально по пожеланию матери: он должен был располагаться одновременно рядом с набережной Иртыша и храмом – для Анастасии Ивановны это было принципиально, – рассказывает Татьяна Корешкова, руководитель музея Анастасии Цветаевой. 

– И такое место нашлось, хотя храмов в Павлодаре после гонений 20-30-х годов не осталось. В этом районе стоял уникальный молельный дом. Фактически храм, переделанный из жилого дома. 

news1095.jpg

В 1943 году было дано разрешение на создание новой православной общины в городе, которая собиралась в обычном частном доме, когда-то принадлежавшем лесничему Рукавишникову. Силами настоятеля храма иерея Николая Попова жилой дом постепенно был перестроен в настоящую церковь уже во времена Анастасии Цветаевой.  Из простых железных листов соорудили купола и своды, а из балкона на этаже-мансарде сделали клир. Сегодня кажется, что так было не одно столетие, а между тем, этому храму нет еще и 80 лет. 

news1096.jpg

Вообще, к вере у Цветаевой отношение было особое. Она была довольно набожным человеком. Причем, набожность эта проявлялась порой довольно оригинально. В музее, к примеру, есть иконы, которые сама Анастасия Ивановна обрамляла при помощи фольги, которую в те годы использовали только в обертках шоколадных конфет и для крышечек-мембран бутылок с кефиром. 

news1097.jpg

Анастасия Ивановна стала в те годы настоящей достопримечательностью. В  Павлодаре было немало ссыльных и живую легенду, прогуливающуюся по городу в компании внучек с кошками на руках знали в лицо чуть ли не все жители Павлодара. Вообще, страсть к котам в семье Цветаевых – тема отдельная. Все потомки Анастасии Ивановны – увлеченные кошатники. В музее на эту тему имеется небольшой каталог – фотосессии потомков Цветаевой с ее любимыми животными. 

news1098.jpg

В целом, в 1950-е и 1960-е годы к Цветаевой просыпается интерес как к живому потомку «серебряного века». Она активно переписывается с Борисом Пастернаком – свои отзывы на первые главы «Воспоминаний» Борис Леонидович шлет ей прямо сюда. 

news1099.jpg

«Ася, душечка, браво, браво! Только что получил и прочел продолжение и плакал! Каким языком сердца все это написано, как это дышит почти восстановленным жаром тех дней. Как бы высоко Вас ни ставил, как бы ни любил, я совсем не ждал дальше такой сжатости и силы», – восхищался Борис Леонидович в своём письме в Павлодар в сентябре 1958 года. Цветаева же скоро пошлет ему ободряющие письма в нелегкие для Пастернака времена 

его травли – после публикации «Доктора Живаго» на Западе и выдвижения писателя на Нобелевскую премию. В 1960 году она наконец посещает Елабугу, где в 1941 году покончила с собой ее великая сестра, Марина Цветаева. О ней Анастасия всегда помнила и до конца жизни корила себя за то, что так и не встретилась с сестрой, когда Марина Ивановна вернулась в СССР. Хотя сделать это и не получилось бы – Анастасия Ивановна в то время отбывала срок в лагере. В память об отношениях двух сестер здесь есть не только их фотографии, но и камешки, и … кусок стены из итальянского города Нерви, где они в детстве обучались в русском пансионе. 

news1100.jpg

Италия – отдельное место в судьбе сестер Цветаевых. Именно здесь состоялась их последняя встреча в 1927 году – тогда Анастасии разрешили съездить в Италию, в  Сорренто, где она и повидалась с Мариной. Больше они никогда не виделись. 

news1101.jpg

Зато в Павлодаре в 1958 году состоялась встреча Анастасии Ивановны с племянницей – дочерью Марины Ивановны, тоже известной писательницей-мемуаристкой Ариадной Эфрон. Ее судьба тоже основательно потрепала – ее арестовали вместе с отцом, бывшим белым офицером, ставшим позже тайным агентом НКВД в среде белой эмиграции в Париже. Ариадна приезжала в Павлодар всего один раз. Но впоследствии, по свидетельствам очевидцев и литературоведов, отношения тети и племянницы так и не стали близкими. 

news1102.jpg

Чаще всего в Павлодаре Анастасию Ивановну можно было встретить в «Ленпарке» - сквере в самом центре города. А также на городском стадионе зимой. Даже в пожилом возрасте Цветаева поражала павлодарцев мастерством катания на коньках. А ее почти ежедневные прогулки с внуками в Ленпарке впоследствии положат начало фестивалям «Цветаевские костры» (они проходят осенью) и «Цветаевские катки» (зимой). Эти однодневные фестивали включают творческие встречи с потомками писательницы, субботники по очистке территории, пленэры для молодых художников и оздоровительные мероприятия. Кстати, сотрудники музея планируют обратиться в городской акимат, чтобы парку близ комплекса «Старый город» вместо исторически устаревшего «Ленинский парк» присвоили название «Парк Анастасии Цветаевой». 

news1103.jpg

Надо сказать, что ни в одном городе мира так не чтят Анастасию Цветаеву, как в Павлодаре. И огромный вклад в сохранение этой памяти осуществляют местные активисты, которые организовали первый в мире музей Анастасии Ивановны, и её потомки. Собственно, без их помощи открытия музея не состоялось бы. Именно Маргарита Мещерская, Ольга Трухачева и Геннадий Зеленин передали в дар музею сотни личных вещей, предметов быта, фотографий и писем Анастасии Ивановны – от очков и утюга до легендарного первого экземпляра «Воспоминаний» Анастасии Ивановны. Все желающие вносят свой вклад в фонд музея. Даже те, кто непосредственно не был связан с Цветаевой. Много в музее, к примеру, старых фотографий Павлодара – дополнительно создающих атмосферу того времени, когда эта удивительная женщина жила здесь. 

news1104.jpg

С середины 1970-х павлодарская история Анастасии Ивановны закончилась. Андрей Трухачев переехал в Москву и в городе остался жить только ее приемный внук, Геннадий Зеленин. Но горожане помнят Анастасию Ивановну. Ее жизнь воплощает историю ХХ века – серебряный век и расцвет русской и европейской культуры, катастрофу революции и гражданской войны, тюрьму и ссылки, оттепель и, наконец, позднейшее признание ее таланта и реабилитация. 

news1105.jpg

В каком-то смысле Анастасии Ивановне повезло больше, чем её сестре. Она прожила почти 100 лет, увидела полное издание своих сочинений и даже присутствовала на открытии мемориальной доски своего отца, легендарного профессора-историка Ивана Цветаева, одного из основателей Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. А главное – Анастасия Цветаева оставила после себя любящих и ценящих ее потомков и почитателей, среди которых особое место занимают жители казахстанского Павлодара.

Источник -  informburo.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...