Сентябрь для нашего города всегда был месяцем особенным. Праздничным и ярким.
Во-первых, именно в сентябре принято у нас праздновать день города. Поскольку 7 сентября (30-го по новому стилю, в день памяти православных великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) 1854 года было торжественно освящено Заилийское укрепление, переименованное позже в город Верный. По одной из версий - в честь мученицы Веры.
Потом праздновали уже не упоминая святых. Но все-равно праздновали. Советские традиции Дня города не помню почему-то, может, они были скучны, потому и не отложились в голове, а вот последние несколько лет (исключая этот карантинный) сентябрь в Алматы был плотно заполнен разными мероприятиями – Парад оркестров, концерты, ярмарки, гаражные распродажи, фестиваль еды, книжный фестиваль и, конечно ж, фестиваль яблок.
Кстати, яблоки и есть "во-вторых" - именно в сентябре начинается их массовый сбор. Когда-то в это время город буквально наполнялся яблочными ароматами, я это помню… Мы жили на улице имени лётчика Гастелло (это ниже автовокзала Саяхат), в каждом дворе росли яблони. А яблоневые ветви, усыпанные яркими плодами, живописно свисали из-за заборов на улицу.
Сейчас Алматы уже не является яблочным городом по сути, но яблоко по-прежнему остается символом города. Особенно любят у нас изображать Апорт, которого в городских садах почти не осталось.
Как только он не увековечен в нашем городе: в самом топониме, в живописи, скульптуре, архитектуре. Нацбанк наш лет десять назад даже выпустил коллекционную монету номиналом в 500 тенге, именуемую "Алматинский апорт". На ней, говорят, выгравированы яблоки. Я монет таких не видела, скорей всего, они разошлись по коллекциям нумизматов.
Но самих яблок я уже давно не вижу в городе. Даже на Зеленом базаре, где есть всё, Апорт в жутком дефиците – сразу разбирают… А в основном на прилавках лежат красивые, ровные, блестящие, но совершенно безвкусные и абсолютно непахнущие яблоки из ближнего и дальнего зарубежья.
Но тут мне повезло. Попала я в село Балтабай в великолепный сад Ольги СУЗДАЛЕВОЙ. Точнее – не в сад, а на фазенду. Всё хозяйство - 11 гектаров. Выращивают тут не только яблоки, но и другие плодовые культуры – груши, сливу, персики, абрикосы… Еще есть овощи – ах, какие тут помидоры, ммм… Они заслуживают отдельной песни, честное слово, и возможно я еще её спою, но потом… Огромная плантация роз – невероятно красивых, невероятно ароматных, более 300 сортов, есть совершенно необыкновенные, уникальные. Меня потряс сорт Шоколад – цветы действительно пахнут шоколадом.
Ольга провела нам экскурсию по розовым плантациям. Рассказала о сортах морозоустойчивых и невосприимчивых к болезням, показала сорта на срезку и сорта для ландшафтного дизайна.
Сейчас сезон цветения уже заканчивается, но честно – мы этого не заметили. Буйство красок и праздник ароматов. И все это на фоне гор Заилийского Алатау. Лучшие локации для фото и селфи, что я видела где-либо.
Цветы с фазенды Ольги Суздалевой высоко ценятся специалистами не только нашей страны, но и за рубежом, они берут призы на престижных международных выставках, их закупают для своих питомников.
Но я рвалась в яблоневый сад. Слышала о нем много, но увидела первый раз. И Ольга повела нас туда. И я была потрясена увиденным.
И вот что хочу сказать. Ольга Суздалева – человек уникальный и людей вокруг нее всё уникальное – цветы, деревья, люди. Уникальность ее сада не только в уникальности сортов и видов яблок, тут представленных. Но и в том, что это единственный частный питомник, в котором ведется настоящая научная работа, к которой привлечены известные специалисты. Понятно же, что делается это не ради коммерческой выгоды. А по зову души и сердца. Ибо не заработаешь у нас на науке.
Я рада была встретить здесь уникальных людей – агронома Владимира Николаевича БЕЛОБОРОДЬКО и селекционера Евгения Михайловича САЛЬНИКОВА (на снимке). Оба – неравнодушные люди, подвижники, много сделавшие и много делающие для сохранения и восстановления биоразнообразия региона.
Евгений Михайлович Сальников - специалист, который занимается яблочной селекцией более 50 лет. Мы с ним встречались на всевозможных "яблоневых" заседаниях и фестивалях лет 10 тому назад, а может и больше, когда он работал еще в НИИ плодоводства и виноградарства РК.
Он - один из тех энтузиастов-ученых, который делает все для сохранения казахстанских дикорастущих яблонь. Помните скандал, когда одну из лучших в мире коллекций яблочных сортов алматинского помологического сада стали вырубать под застройку коттеджного поселка?.. Так вот, Евгений Михайлович сберег наиболее ценные образцы дички у себя на дачном участке. А применение своим знаниям и опыту нашел в питомнике Ольги Васильевны, чему я очень-очень рада. Задача у него – создание на основе своих селекционных сортов новых сортов, устойчивых к болезным, но при этом вкусным и ароматным.
- В 2004-м году к нам приезжала американский селекционер Дайяна РИВЕРС, я показал делегации результаты нашей работы - сорта Заря Алатау, Заилийское и другие. И они были очень впечатлены. А потом выслали мне пучок посадочного материала, 9 сортов.
Сейчас я эти сорта использую в своей работе. Большая работа ведется по борьбе с бак-ожогами плодовых, это сейчас бич мирового садоводства. Большинство европейских садов, чтобы сохранить урожай, проводят множество обработок – до 20-25 раз обрабатывают сады с марта по октябрь. Они этого не скрывают, для них это норма. В саду Ольги Васильевны обработок почти в два раза меньше – 15, - рассказывает Евгений Михайлович.
А Ольга Васильевна добавляет:
- У нас 11 гекторов земли, и мы ни разу не использовали тяжелую химию. Десять лет мы выращиваем плодовые, семь лет нашему взрослому саду. Я не могу сказать, что выращиваю экологически чистые овощи и фрукты – у нас в стране не выработаны стандарты экологически чистой продукции, но я выращиваю продукты без химии. И очень важно потому закладывать сады, устойчивые к болезням. Я вам покажу один документ. Я собрала яблочки по 3 кг в своем саду и сдала на анализ. Да, я использовала для обработки препараты, 8 препаратов, они все очень дорогие и они все хорошего качества. Из лаборатории звонят и говорят: "Ольга Васильевна, у вас в яблоках даже следов химии не обнаружено!" То есть, можно у нас выращивать сады и иметь такой же результат, как у нас. Если делать это грамотно.
Конечно же, спросила я и про Апорт, потерян ли он для нас навсегда или его можно возродить, ну как без этого, тема больная. (Кстати, все названия сортов всегда пишутся с большой буквы, это ж имя собственное, как мое или ваше, к примеру. И это мне тоже когда-то подсказал Евгений Михайлович).
– Можно. И его возрождают, уже есть примеры. Есть книги с полезными советами для садоводов. Вот такая брошюра есть: "Отбор и изучение перспективных форм Апорта и размножение их для закладки садов", много другой литературы, читайте, изучайте. Но когда писались эти книги, тогда не было бактериального ожога, а сейчас есть, это надо учитывать. Если агротехнику будете правильно выдерживать, если зону выдерживать, если будете сажать Апорт отборной формы, то всё получится. Но это очень много работы, вряд ли окупятся все затраты, вложенные в этот сорт. Вот почему стали говорить о якобы вырождении Апорта? Одной из главных причин снижения производства и качества его плодов явилось бессистемное размножение Апорта и вследствие этого превалирование низкокачественных его форм в садах. Нужна постоянная и кропотливая научная работа. В свое время была отобрана коллекция из 115 форм по всему Казахстану, а также из Киргизии, даже из России. Из этих форм выбрали только 5, которые соответствовали настоящему Апорту. Их стали размножать, но затем все накрылось медным тазиком – Союз распался, прекратилось финансирование…, - с горечью рассказывает селекционер.
Апорт, оказывается, если сравнивать его с большинством других сортов, отличается большим разнообразием форм. А формы, имеющие низкую урожайность и плохое качество плодов, как правило, быстро и хорошо растут. И именно с таких деревьев при неквалифицированном подходе к размножению расходятся по питомникам черенки для окулировки. И в результате в садах высаживаются в основном низкокачественные формы Апорта.
- Но у нас есть сорта, созданные на основе Апорта, с уникальными качествами и к тому же устойчивые к бактериальному ожогу. Правда, местные садоводы все-таки предпочитают сорта завозные, хотя все они подвержены заболеваниям и по своим качествам не дотягивают до наших, ведь к нам не повезут клубные, элитные сорта, устойчивые к болезням. Сюда повезут Айдаред, Голден Делишес, - отмечает Евгений Михайлович.
Ольга Васильевна в подтверждение слов селекционера устраивает нам дегустацию яблок местных сортов. Ну описать в полной мере всю эту красоту, все запахи и вкусы я не смогу, поверьте на слово – это великолепно. Плоды таких сортов, уверили нас, долго хранятся, практически – до следующего урожая, и по вкусовым качествам превосходные.
Кстати, угощали нас там напитками собственного производства – компотами из местных плодов и яблок. Но на столе стояли пластиковые баклажки заводских "соков", их Ольга Васильевна показала нам как пример вредной и некачественной продукции.
- Зачем пить эту гадость, в которой кроме химии ничего и нет, не понимаю. Я как-то хотела использовать тару от такого напитка для бытовых целей, но не стала - запах химии не выветрился даже после тщательного мытья. Да и сама тара окрашена напитком в неестественный кислотно-яркий цвет. Всем советую – делайте соки из яблок, груш, варите компоты из местных плодов – это вкусно и полезно, - посоветовала она нам на прощание.
И вручила каждому гостю коробку с настоящим Апортом, сливами и другими вкусностями из ее сада. И по букету цветов разрешила нарезать. Я цветов резать не стала – пусть растут, радуют небо и приезжающих сюда гостей своей красотой.
А коробка с яблоками стоит на кухне, наполняя дом ароматами яблоневого сада. И катастрофически быстро пустеет. Мы ж не эгоисты какие-нибудь, мы их раздаём по яблочку, по два родным и близким. Пусть порадуются.
Источник - Ratel.kz