16 сентября 1953 года в Озерлаге Иркутсткой области скончался Петр Иванович Сорокин, диакон, будущий священномученик, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Как выходец из крестьянской семьи, блестящий певец оказался в молохе сталинских лагерей, и какую роковую роль в его жизни сыграла акмолинская Константино-Еленинская церковь – об этом читайте в новом материале АПН из цикла о казахстанских священниках, пострадавших в революционные годы и годы репрессий в СССР.
Петр Иванович Сорокин родился в 1885 году в с. Дятловка Балашихинского района Московской области, по одним данным в семье рабочего, по другим – в семье крестьян-середняков.
До 1896 года он учился в сельской школе, а затем поступил в Ногинское городское училище, после окончания которого стал работать конторщиком на Истоминской мануфактурной фабрике в Богородске.
В 1906 году Петра Сорокина призвали в царскую армию. Служил он до 1910 года в Санкт-Петербурге в лейб-гвардии егерском полку. Был певцом в полковом хоре, где и раскрылся его певческий талант.
После демобилизации 25-летний Петр Сорокин вернулся в родную деревню, а в конце 1910 года поступил на службу в церковный хор в Москве при Духовно-певческой капелле Ф. А. Иванова. Одновременно учился постановке голоса и технике у знаменитого оперного певца Андрея Лабинского (в 1899—1912 и 1919—1924 годах солист Мариинского театра) и почившего к тому времени Осипа Петрова, и работал в Москве счетоводом.
В 1914 году был снова мобилизован и служил в 84-ом запасном батальоне писарем. Одновременно пел на концертах раненым солдатам. После демобилизации в 1917 году снова вернулся в Дятловку.
В 1918 году в Москве поступил на биржу артистом и разъезжал по Московской области с концертами.
В 1920-1924 годах – художественный руководитель и певец при Управлении Московского Совета.
В 1924 году заболел «испанкой», из-за которой трагически потерял голос и работу.
В 1925 году в Звенигороде в местной Воскресенской церкви был рукоположен в сан диакона, в котором прослужил до 1937 года.
Церковь Сорока мучеников, Москва, конец XIX в.
В 1932 году Петр Сорокин познакомился с григорианским митрополитом Виссарионом (Зориным) и попросил митрополита принять его на службу. Тот ему не отказал и принял в церковь Сорока мучеников. Вскоре он перешел служить в церковь на Даниловском кладбище, которая в то время была подчинена митрополиту Виссариону, а в марте 1936 года, по его же словам, ушел из штата этой церкви.
Виссарион Зорин
До ареста 4 ноября 1937 года он жил в деревне Темниково Реутовского района. Имел жену, 49-ти лет (сконч. в 1941 г.), дочь Валентину (1919 г.р.), сына Анатолия (1921 г.р.), дочь Елену (1925 г.р.), дочь Ольгу (1929 г.р.).
Арестовали его по делу N 20867 (того самого григорианского митрополита Виссариона Зорина). Содержался в предварительном заключении в Таганской пересыльной тюрьме. В ходе допросов подтвердил вину других обвиняемых, а себя же виновным не признал. Повод, по которому вел разговоры на политические темы объяснил так: «С целью, чтобы выяснить настроение остальных попов, с тем чтобы доложить об этом властям».
7 декабря того же года был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. За эти годы Петр Сорокин прошел через три лагеря: Бамлаг, Якутия (1938); Дальлаг, Владивосток (1938-1939); Мариинские исправительно–трудовые лагеря Сиблага, Сибирь (1939-1947).
Из заключения освободился 8 ноября 1947 года. Местом жительства выбрал Александров, но власти жить ему там не разрешили. Тогда в Москве он обратился в Священный Синод с просьбой дать ему место диакона.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1948 году он был назначен на служение в церкви в сане диакона в г. Славянск (ныне Донецкая область). Однако оставаться надолго там отец Петр не захотел. В тот же год после нескольких переездов он нашел место ближе к дому – в Богоявленском соборе города Вышний Волочек (Тверская область). До 23 июня 1949 года он служил там диаконом, затем уволился за штат и пел в хоре.
Богоявленский собор
14 октября 1949 года последовал второй арест отца Петра по обвинению в «антисоветской деятельности в составе антисоветской группы церковников». Обвинение он отрицал и свидетелей против него не нашлось, но 1 марта 1950 года осужден ОСО МГБ СССР и направлен в ссылку в Акмолинск, куда прибыл 30 мая 1950 года. Здесь он был певчим в Константино-Еленинской церкви до следующего ареста 4 октября 1951 года по обвинению «в проведении среди населения антисоветской агитации».
На требование следователя рассказать о своей преступной антисоветской деятельности диакон отец Петр Сорокин ответил:
«Проживая в Акмолинске, да и вообще, я никакой антисоветской деятельностью не занимался, и никто этого не докажет».
Судили отца Петра Сорокина по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений».
В обвинительном заключении говорилось:
«...По поводу выборов в Советском Союзе Сорокин открыто говорил: «Что нам выбирать депутатов? Они и без нас уже выбраны. Нам остается только опустить бумагу в ящик и больше ничего». Говорил, что служителей духовенства безвинно сажают в тюрьмы. По поводу проповеди диакона, восхваляющего Сталина, говорил: «Раньше в церкви восхваляли Императора и воинство, а сейчас восхваляют Сталина. Это неправильно».
30 ноября 1951 года на судебном заседании в Акмолинском областном суде он рассказал банальную историю своего оговора со стороны церковных работников, которые хотели таким образом скрыть факт растраты церковного имущества:
«...В антисоветской агитации я совершенно виновным себя не признаю. Я виновен в склоке церковной. Прошедшие по делу свидетели наговаривают на меня. Завхоз церкви [свидетель] пропивает церковные вещи, поэтому я ходатайствовал о его увольнении и поэтому с тех пор он злится на меня, собрал шайку и подговорил их обмануть органы следствия. Да, я читал газету, как каждый грамотный человек, но не извращал ее содержания. Действительно, я говорил о тяжелом положении корейского народа, но ведь это не агитация, а правда. О войне между Советским Союзом и Америкой я не говорил».
В сталинское время доносительство считалось распространенным явлением. Тем не менее, Акмолинский областной суд приговорил его к 10 годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах.
От обжалования приговора отец Петр отказался и был отправлен в Озерлаг Иркутской области. Здесь его и застала кончина 16 сентября 1953 года. Место его захоронения неизвестно.
24 августа 1989 года был реабилитирован по делу 1949 г. В 1991-м Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР реабилитирован по делу 1951 г. В 1994-ом, 24 февраля реабилитирован по делу 1937 г.
В августе 2000 года по представлению Алматинской епархии причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Память совершается 16 сентября.
По материалам сайтов: «Открытый список» (о репрессированных по политическим мотивам в период с октября 1917-го по 1991 гг.); «Туркестанкая Голгофа»; Mitropolia.kz.
Фото: АПН, livejournal.com
Редакция АПН будет благодарна за любые отклики на материал и подробности о жизни репрессированных священнослужителей. Оставить обратную связь можно в комментариях под статьей или по номеру +7 771 742 22 64.