Епископ Семипалатинский Александр: «Поставлен проповедовать, не могу отказаться» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Епископ Семипалатинский Александр: «Поставлен проповедовать, не могу отказаться»

159
9 минут
Епископ Семипалатинский Александр: «Поставлен проповедовать, не могу отказаться»
Александр Щукин — имя из Собора новомучеников и исповедников казахстанских. Его история похожа на истории других священномучеников: он предпочел умереть, не предав веру. Но земной путь за каждой такой историей — свой.


Скромный и послушный

Александр родился 13 мая 1891 года в Риге, в семье священника Иоанна и Елизаветы Щукиных. Его дед Василий Щукин служил диаконом в Риге. Отец окончил Московскую духовную академию, был рукоположен в священники и преподавал Закон Божий, латинский и греческий языки в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях.

У отца Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но и не принуждал их к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Жена его, Елизавета, была прилежной прихожанкой православной церкви.

Дети в семье росли живыми, любили игры. Только Александр не любил играть, он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда они начинали шуметь, он выходил и останавливал их: «Так нельзя, потише, пожалуйста».

Из истории о нем очевидно, что он не был от природы угрюм, но его волновали вопросы веры. «Сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. Он хотел быть священником», — говорит о нем жизнеописание.

Фото 1.jpg


Крест иночества

В 1911 Александр году окончил Рижскую духовную семинарию, в которой был первым студентом. Образование он продолжил в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия.

Наступила Первая мировая война, и отец Иоанн переехал с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию. Там он преподавал физику и математику.

В 1917 году, когда для православной церкви наступили времена испытаний, Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается.

Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра Свирского.

Фото 2. Епископ Александр (Щукин) с духовенством и певчими.jpg
Епископ Александр (Щукин) с духовенством и певчими

В 1918 году нижегородские власти арестовали отца Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения он стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын. В 1920 году центр уезда был переведен в Лысково, а уезд переименован в Лысковский. В 1922 году Лысково был присвоен статус города, который сегодня славен старинными храмами.

Первая — заупокойная

Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23 августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.

Во время его отсутствия отец тяжело заболел. Зная, что умирает, он ждал сына. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили отца Иоанна рядом с храмом, где он служил.

Современники отца Александра вспоминали, что он слыл прекрасным проповедником и добрым наставником. Почитавший монашеское житие, «многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад».

Некоторых он посылал в знаменитое ныне на весь мир село Дивеево — место паломничества христиан, где находится обитель, считающаяся четвертым в мире уделом Святой Богородицы и единственным в России местом под особым покровительством Божией Матери. И если у них появлялось расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение.

Служил он в старинном Желтоводском Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Троеручицы.

В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям 10-13 лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.

В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.


Проповедь вместо свободы

В 1929 году власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.

В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди.

«Я поставлен проповедовать, и не могу отказаться», — сказал епископ.

Его били и пугали, но святитель отвечал спокойно и кротко: «Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам».

Фото 3. Документ из следственного дела епископа Александра (Щукина).jpg
Документ из следственного дела епископа Александра (Щукина)

Он был помещен в камеру к священникам. Он подолгу молился, подавая пример насельникам камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.

После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.

«Вы не по адресу обратились, — отвечал Вышинский. — Вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки».

11 января 1929 года следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он «как идейный противник советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы «о бесчинстве коммунистов-безбожников...». А также в том, что, «имея преданных ему монахов и монахинь, давал им указания, как бороться с безбожниками. Рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства».

Фот 4. Документ из дела Александра Щукина.jpg
Документ из дела Александра Щукина


Из Соловков в архиепископы

26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в лагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства — на Соловках.

Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили. 31 декабря 1931 года отец Александр был назначен епископом Болховским, викарием Орловской епархии. А 27 июля 1932 года получил назначение в Орел, где был возведен в сан архиепископа.

Церковь тогда подвергалась беспощадным гонениям. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать и храмы начали заполняться народом.

Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском.
В 1936 году назначен сначала архиепископом Ржевским, потом викарием Тверской епархии, а затем он служил как архиепископ Тульский.

Фото 5. Экспонат семипалатинского музея..jpg
Экспонат из музея в Семее


Служение и смерть в Казахстане

В конце 1936 года владыка получил назначение в Семипалатинск (ныне Семей). Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим отправляли в тюрьмы.

Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск: «Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь».

«Как бы я вас ни любил, но я не для того взял посох, чтобы его оставить», — отвечал архиепископ.

В августе 1937 года архиепископ был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы нередко было пыточным, и многие ради избавления от страданий давали любые показания.

Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации — архиепископ решительно все отвергал и отказался называть знакомых.

В день постановления тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь провел последний допрос, обвинив архиепископа в контрреволюционной деятельности. Через два дня, 30 октября 1937 года, отец Александр был расстрелян.

Всем близким, кто интересовался судьбой владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.

Фото 6. Облачение епископа Александра (Щукина) из собрания Церковно-археологического музея нижегородской епархии.jpg
Облачение епископа Александра (Щукина) из собрания Церковно-археологического музея нижегородской епархии


Память

Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице.

Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие. После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: «Волною морскою...»

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания, а также в Соборах новомучеников и исповедников Казахстанских, Соловецких и Церкви Русской, в Соборе Курских святых.

Использованные материалы:

Иеромонах Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним». Книга 1. — Тверь: «Булат», 1992 год, стр. 155-160.
Фото: pokrov-sobor.kz; pravsobor.kz

«Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.

Официальный сайт Нижегородской митрополии Сайт открытой Православной энциклопедии «Древо» — https://drevo-info.ru/articles/11548.html

Сайт Семипалатинского благочиния «Православие в Прииртышье»
azbyka.ru

Редакция АПН будет благодарна за любые отклики на материал и подробности о жизни репрессированных священнослужителей. Оставить обратную связь можно в комментариях под статьей или по номеру +7 771 742 22 64.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также