
Следование 40-дневному посту Христа основывалось на Евангелии от Матфея (4:2), где говорится, что Иисус постился 40 дней в пустыне перед началом Своего служения. В целом число 40 в Ветхом Завете часто связано с испытаниями и духовным очищением: 40 дней длился Всемирный потоп (Быт. 7:12), 40 лет народ Израиля странствовал по пустыне (Чис. 14:33), 40 дней Моисей постился на горе Синай перед получением Закона (Исх. 34:28), 40 дней жители Ниневии каялись после проповеди пророка Ионы (Ион. 3:4). Все эти библейские события символизируют время очищения, испытания и подготовки к встрече с Богом через осмысление веры и покаяние:
«Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств». (Святитель Иоанн Златоуст, Беседы о посте, 1-я беседа)
К V веку в литургической практике сложилось разделение: сорокадневный пост как подготовка к покаянию и духовному очищению, а Страстная неделя — как отдельный, наиболее строгий период, посвященный воспоминанию страданий Христа. Именно с тех пор в православии Великий пост держат в течении 7 недель, где каждая неделя приобрела особый смысл.
В 2025 году Великий пост начинается с 3 марта и продлится до 19 апреля.
Недели Великого поста и их смысл

Торжество Православия — праздник, установленный в 843 году в память о победе над иконоборчеством и окончательном восстановлении иконопочитания в Церкви. Иконоборчество, охватившее Византийскую империю в VIII–IX веках, привело к гонениям на иконы и их почитателей, но VII Вселенский собор в 787 году подтвердил их православное почитание.
Окончательная победа над иконоборчеством была достигнута в 843 году, когда при императрице Феодоре собор в Константинополе вновь утвердил решения Никейского собора, а в честь этого события впервые совершилось особое богослужение, ставшее ежегодным. Праздник символизирует победу истинной веры над ересями, единство Церкви и неизменность ее догматов, что отражается в особом Чине Торжества Православия, во время которого провозглашается верность православному учению и отвергаются еретические заблуждения.
«Честь, воздаваемая иконе, восходит к первообразу, а поклоняющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней». (Святитель Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры»)
Согласно традиции, в понедельник соблюдается полное воздержание от пищи, во вторник и четверг разрешается сухоядение (сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб, мед, вода), в среду и пятницу придерживаются того же, но с еще большей строгостью, а в субботу и воскресенье можно есть горячую пищу без масла, например, постные каши, вареные овощи и супы, при этом в воскресенье Торжества Православия допускается небольшое количество растительного масла и вина.
Строгость поста зависит от индивидуальных возможностей, здоровья и жизненных обстоятельств, поэтому Церковь допускает послабления для больных, пожилых, беременных и кормящих женщин, а также для тех, чья работа требует больших физических или умственных усилий. Главное внимание необходимо уделять не только воздержанию в еде, но и духовному очищению: молитве, борьбе с дурными помыслами, ссорами и праздностью.
2-я неделя – Память святителя Григория Паламы

Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, богослова XIV века, отстаивавшего православное учение о нетварном Фаворском свете. В своих трудах он защищал исихастскую практику умной молитвы, утверждая, что через очищение сердца и сосредоточенную молитву человек может приобщиться к нетварной Божественной энергии, той самой, которая явилась апостолам во время Преображения Христа. Учение Григория Паламы было окончательно утверждено на Константинопольском соборе 1351 года и стало важной частью православной духовности.
«Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.» (1 Иоан. 1:5)
Пост в эту неделю продолжается по тем же правилам, что и в первую седмицу: понедельник – полное воздержание от пищи, вторник и четверг – сухоядение, среда и пятница – строгий пост, суббота и воскресенье – горячая пища без масла. В воскресенье разрешается немного растительного масла и вина. Основное внимание уделяется молитве, чтению духовной литературы и борьбе с внутренними страстями.
3-я неделя – Крестопоклонная

Крестопоклонная неделя знаменует середину Великого поста и напоминает верующим о необходимости нести свой крест, следуя за Христом. В воскресенье этой недели на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это служит укреплением сил верующих в их духовном подвиге, указывая на то, что страдания и жертвы, понесенные во время поста, ведут к воскресению и радости.
«Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, и возьмёт крест свой, и за Мною грядёт». (Мф. 16:24)
Пост соблюдается в тех же пределах, что и в предыдущие недели. Суббота и воскресенье допускают горячую пищу без масла, а в воскресенье разрешается растительное масло и вино. Главное внимание уделяется духовному осмыслению жертвы Христа и личной ответственности за свой путь ко спасению.
4-я неделя – Иоанн Лествичник

Четвертая неделя посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, автора духовного труда «Лествица», в котором он описывает путь христианина к Богу через постепенное восхождение по ступеням добродетелей. Эта неделя напоминает верующим о необходимости постоянного духовного роста и борьбы со своими страстями.
«Жизнь монаха – это лестница, возводящая его от земли к небу». (Преподобный Иоанн Лествичник, «Лествица»)
Пост продолжается по тем же правилам. Воскресенье этой недели особенно важно для осмысления собственного духовного состояния и стремления к внутреннему преображению.
5-я неделя – Мария Египетская

Пятая неделя Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской – великой подвижницы, покаявшейся в грехах и посвятившей свою жизнь строгому посту и молитве в пустыне. Ее жизнь служит примером глубины покаяния и Божьего милосердия.
«Нет греха, который превзошёл бы милосердие Божие.» (Святитель Иоанн Златоуст)
Пост продолжается с прежней строгостью. Верующим предлагается особое внимание уделить осознанию своих грехов и искреннему покаянию.
6-я неделя – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Шестая неделя Великого поста завершается праздником Входа Господня в Иерусалим, когда Христос был встречен народом, постилавшим перед Ним пальмовые ветви и восклицавшим «Осанна!». Этот день напоминает о славе Христа, предшествующей Его страданиям. С окончанием этой недели завершается и сам Великий пост, однако Страстная седмица — время особого воспоминания крестных страданий Спасителя, поэтому христиане продолжают его придерживаться с особой строгостью.
«Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!». (Мф. 21:9)
В субботу перед Вербным воскресеньем совершается праздник Лазаревой субботы, воспоминание воскрешения Лазаря. В этот день разрешается употребление рыбы. В само Вербное воскресенье также допускается рыба, растительное масло и вино.
Страстная седмица

Последняя неделя перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа: Его Тайной Вечери, страданий, крестной смерти и погребения. Каждый день этой недели наполнен особым богослужебным смыслом: Великий Четверг – установление Евхаристии, Великая Пятница – день распятия, Великая Суббота – ожидание Воскресения.
«Этот Человек творит много знамений; если оставим Его так, то все уверуют в Него». (Ин. 11:47-48)
Пост становится особенно строгим. В Великий Понедельник, Вторник и Среду придерживаются строгого поста (сухоядение или полное воздержание от пищи). В Великую Пятницу, день страданий Христа, верующие обычно полностью отказываются от еды до вечера. В Великую Субботу пища употребляется в минимальных количествах. Главный смысл этой недели – осознание жертвы Христа и подготовка к Пасхальному торжеству.
Стоит ли придерживаться Великого поста?
Вопрос о соблюдении Великого поста — это не столько о внешнем ограничении в пище, сколько о внутреннем пути человека. Пост помогает очистить душу, научиться самоограничению и осознать глубину своей веры. Он дает возможность задуматься о своем духовном состоянии, избавиться от дурных привычек и научиться терпению.
Однако Церковь всегда призывает к разумному подходу: пост не должен становиться самоцелью или причиной вреда здоровью. Для кого-то важно соблюдать его строго, а кто-то может ограничиться умеренностью в еде и усиленной молитвой. Главное — чтобы пост не был формальностью, а помогал приблизиться к Богу и стать лучше. Как говорил святитель Василий Великий:
«Истинный пост — это удаление от злых дел, воздержание языка, подавление гнева, отложение страстей, прекращение злословия, лжи и клятвопреступления».
Поэтому, если пост воспринимать не как тяжёлую обязанность, а как путь к очищению и духовному росту, он действительно становится благословением для человека.
Основное фото: картина «Был в пустыне» В.Д. Поленов. Холст, масло 1909 г.