21 ноября Православная Церковь празднует день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. К этому дню священник Евгений Мурзин, один из авторов журнала «Фома», напомнил о победе ангелов над воинством Люцифера.
Когда-то, еще до того, как появились свет, звезды, человек да и время как таковое, Бог создал иной, невидимый, духовный мир. Это был мир, наполненный славой Творца и населенный ангелами – разумными существами, созданными для служения и восхваления Творца, отражения его света. Они жили в непосредственной близости к Богу, у каждого ангела была своя мера славы и свой образ служения.
Но один из них, самый блистательный, по имени Денница (его еще называют Люцифер) – «утренняя звезда», возгордился. Он сам захотел стать как Бог. Не отражать Его свет, а сиять своим собственным. Он не понимал, что своим положением и славой он обязан исключительно близостью к Богу, что восстание твари против своего Творца, единственного источника всего того блага, которое у него было, не только бесперспективно, но и гибельно для восстающего. Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горé в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему – так пророк Исаия передает замысел Денницы (Ис 14:13–14).
Моментально сущность Денницы, отпавшего от Бога, кардинально изменилась. Любовь сменилась самолюбием и ненавистью, а благодарность – завистью и злобой. В своем безумии он был не один. Его гордыня заразила других ангелов. Они устремились вслед за своим новым предводителем.
Фото: ТАСС
Против восставших выступил архангел Михаил, имя которого в переводе означает «Кто как Бог». Это был не вопрос, а скорее вызов Деннице и присяга в верности Создателю: никто не равен Богу, никто не может претендовать на Его место. Так Михаил и те, кто остались с ним, встали на сторону света, добра и любви. И началась великая битва ангелов, о которой мы знаем из Священного предания.
Михаил и добрые ангелы победили. Не силой меча, с которым обычно символически изображается архангел Михаил – какой может быть меч в духовном мире? – а силой верности и причастности к источнику света, добра и любви.
Денница был низвержен, утратив свое имя, блистательность и красоту. Он стал сатаной – в переводе «противником», был низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:15). А его сподвижники из светлых ангелов превратились в уродливых бесов, из небесных сил стали силами темными, духами злобы поднебесными, как называет их апостол Павел (Еф 6:12).
Иногда спрашивают: могут ли бесы покаяться? Святые отцы отвечают на этот вопрос отрицательно. «Должно же знать, – рассуждает преподобный Иоанн Дамаскин, — что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти».
После смерти человек уже не может изменить выбор, так же как после падения ангел — направление своей воли. Причина – в их исключительно духовной природе. Бестелесные духи не знают внутреннего разделения: их воля всегда целостна, устремлена в одну сторону и не колеблется, как у человека. Когда ангел выбирает — он выбирает навсегда. Поэтому одни навеки пребывают в свете, а другие во тьме. Бесы не могут покаяться не потому, что Бог им не простит, а потому что они не способны захотеть прощения. Их выбор стал не только их поступком, но и их сущностью. Со временем они лишь все более утверждаются в своем мятеже, в гордыне и ненависти.
Церковь особенно чтит архангела Михаила – не просто как небесного воина, а как образ решимости и чистоты, как символ того, что зло побеждается не насилием, а верностью Богу и любовью к Нему. И каждый раз, когда мы празднуем Собор архангела Михаила и прочих бесплотных Сил, мы неизбежно вспоминаем, что и человек тоже стоит перед выбором: быть с Богом или пойти против Него. И может быть, вся история мира – это продолжение той первой великой битвы ангелов, которая теперь идет в сердце каждого человека.
Новости православия в Казахстане и мире – читайте на сайте АПН и на наших страницах в соцсетях!

