Святой, унаследовавший дар ветхозаветных пророков – Даниил Столпник | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Святой, унаследовавший дар ветхозаветных пророков – Даниил Столпник

10
3 минуты
Святой, унаследовавший дар ветхозаветных пророков – Даниил Столпник

24 декабря Православная Церковь вспоминает великого подвижника – преподобного Даниила Столпника.

Он родился в 409 году в сирийском городе Самосаты, древней Антиохии Коммагенской, руины которой ныне покоятся на дне водохранилища на юге современной Турции. Подобно Самуилу и другим ветхозаветным праведникам, Даниил с детства был посвящен матерью Богу. До пяти лет он оставался без имени, ожидая, чтобы Сам Господь указал его. Когда один из подвижников открыл Священное Писание на Книге пророка Даниила, мальчик получил свое имя.

Преподобный Даниил был великим подвижником, чудотворцем и прозорливцем, по самой сути своего служения – пророком. Подобно ветхозаветным пророкам, а позднее – юродивым Христа ради, он не столько словами, сколько образом жизни возвещал грядущее. Его собственная биография стала пророчеством о судьбах Церкви.

Отошел ко Господу Даниил в 493 году, став по Промыслу Божию великим даром сначала Антиохийской, а затем и Константинопольской Церкви. Именно он принес в Новый Рим подвиг столпничества – особый чин святости, рожденный в сирийском христианстве, но прежде неведомый столице империи. Этот подвиг заключался в непрерывном пребывании на столпе – высокой башне, открытой зною, холоду и бурям.

Столпы восходили по форме к языческим символам. Подобно древним мученикам, столпники обращали места бесовского обольщения в обители Духа Святого, посрамляя силы тьмы.

Последние тридцать лет жизни Даниил провел на столпе близ Константинополя. Там он был рукоположен во священника. Он не допустил к себе на столп даже Патриарха и лишь однажды сошел с него, чтобы лично обличить императора Василиска в ереси монофизитства. Сириец по происхождению и языку, свой подвиг он завершил на Босфоре, став небесным покровителем Города.

Пророческая прозорливость

Названный в честь пророка Даниила, столпник завещал по смерти положить свое тело рядом с мощами трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила, чтобы почитание воздавалось не ему, а ветхозаветным праведникам.

Современникам казалось, что в Данииле соединились все виды монашеской святости. Однако главным и самым трудным его подвигом был уход из Сирии в Константинополь. Он совершил его по благословению Симеона Столпника, сказавшего:

«Благодать Иерусалима отныне почивает на Константинополе… Ибо это – Новый Иерусалим».

Чтобы понять смысл этих слов, необходимо обратиться к истории Церкви. Антиохия была древней апостольской кафедрой, основанной апостолом Петром, и долгое время первенствовала на всем Востоке. Константинополь же, основанный в 330 году, стал Патриархатом лишь в 451-м, по решению Халкидонского Собора, что не было признано тогдашним Римом.

Однако именно в V–VII веках Антиохийская Церковь пережила трагическое умаление, став живым воплощением слов Предтечи: «Ему должно расти, мне же умаляться». Кипр получил автокефалию, Иерусалим стал Патриархатом, Константинополь был возвышен на второе место в диптихе, а сама Антиохия оказалась разделена христологическими спорами. Землетрясение 526 года разрушило город, а в VII веке Сирия и Палестина были завоеваны арабами.

Подобная судьба постигла и Александрию. Разделенные Восточные Церкви оказались не в силах противостоять внешнему натиску. Колыбель библейской цивилизации была утрачена, и первенство в православии окончательно перешло к Константинополю.

Для одних это казалось узурпацией, для других – и среди них были Симеон и Даниил Столпники – очевидным действием Промысла Божия.

«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет», – говорит Господь.

История подтвердила эти слова. Разделение ослабило Восток, а спустя века подобная участь постигла и Запад. Но это уже иная история.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также