Рождество открыло череду праздничных дней, которые зовутся святками. Но в народе жива еще более старая традиция — колядки. И многие связывают эти два праздника воедино. Правильно ли это?
«Рождественские гадания»; «Приметы на святки» — читаем мы сегодня в СМИ. «Где святки, там и колядки», «Наступили святки — запевай колядки» — это все народные пословицы. Но ревнители традиций говорят: «Святки не колядки!» И вот почему.
Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге и празднуется оно не один день. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Видимо, потому что христиане именно вечерами, после повседневных работ и хлопот славили Рождество Христово и Богоявление.
История праздника
В первые века христианства православные отмечали один праздник – Богоявление. В нем славились сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и его Крещение.
Но в IV веке, эти два праздника были уже отделены друг от друга. Рождество переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковных традициях два эти праздника как единое целое, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.
Период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость». 8 января славится Собор Пресвятой Богородицы, 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
И священный долг православных – праздновать. Конечно, это не означает уходить в загул. А именно праздновать, по-христиански — славить Христа, ходить в церковь, накрывать праздничный стол, угощать бедных, заниматься благотворительностью.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» писал:
«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих тайн?..»
Традиции святок
В период святок поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто прихожане задают вопрос духовным наставникам: «Как причащаться в святки, например, на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь и сам богослужебный устав по большому счету отменяет пост в это время! И, конечно, это не повод предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.
По возможности, христиане откладывают земные дела, чтобы стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для спасения человечества.
Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «Никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».
Как было отмечено выше, желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись. В старые времена, к примеру, не возбранялось нарубить дров, чтобы истопить печь. От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.
В христианстве считается, что Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного и ходить в гости друг к другу, поздравлять друзей и близких. В этот период было принято петь рождественские духовные песнопения.
Источник Pravoslavie.ru рассказывает: «На всех языках народы хвалят Господа, и не только в храмах и молитвах, но и в своих песнях, что становится особенно очевидным в Праздник Рождества Христова, когда по всему крещеному миру, от заснеженной Европы до зеленой Греции и безводных арабских пустынь, поют колядки и рождественские песни, прославляя Богомладенца и его Пречистую Матерь».
Отделить языческое от христианского
И тут надо отметить и важно понимать, что языческие традиции никак не могут быть связаны с православием. Никогда церковь не поощряла гадания и традиции язычников ходить ряжеными – ничего общего с православием не имеют. Нужно уметь различать колядки и славления. Никакого православного колядования не бывает.
Но еще русский писатель Мельников-Печерский писал: «Святочные гаданья, коляда, хороводы, свадебные песни, плачи воплениц, заговоры, заклятья – всё это остатки языческой обрядности, а слова, при них употребляемые, – обломки молитв, которыми когда-то молились наши предки своим старорусским богам».
Также, согласно сайту Pravoslavie.ru, в противоположность языческой коляде именно славление было популярным и почитаемым обрядом в жизни русских христиан:
«В чем же оно состояло? В селах причетники ходили по домам с молитвами и пением. В столицах, с первыми звуками благовеста, процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя с Рождеством. Первыми христославами, как известно из Евангелия, явились ангелы, потом вифлеемские пастухи, а позже волхвы – старец Мельхиор, царь халдейский, юный эфиоп Каспар и перс средних лет Валтасар.
На Руси, помимо причта, обряд славления совершали и миряне, которых так и называли – славильщиками. На юге России славлением занимались даже школьники и семинаристы. Посещая дома, они любили приветствовать хозяев латинскими и греческими стихами, чем, по всей видимости, демонстрировали свою образованность.
Репертуар славильщиков состоял из ирмосов канона на Рождество Христово и связанных с ним тропаря, кондака и величания. Существовал также упомянутый выше жанр «христославий» – задушевных рождественских песен, носивших самодеятельный характер».
Сегодня тексты таких «христославий» вновь пользуются немалой популярностью в светлые праздничные дни.
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.