Священная география: какие места в Библии названы святыми? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Священная география: какие места в Библии названы святыми?

21
6 минут
Священная география: какие места в Библии названы святыми?

На протяжении многих веков люди называют территорию нынешнего Израиля и некоторые соседние районы Святой Землей. Почему и какие места в Библии считались священными, как они пересекаются в христианстве и иудаизме, какие священные места могут быть «передвижными»?

Отвечает на эти вопросы материал англоязычного издания The Collector, ниже публикуем перевод статьи.

Что делало библейские места святыми?

Святое означает «посвященное Богу или предназначенное для религиозных целей; священное». Некоторые места были священны потому, что там присутствовал Бог, и Его присутствие требовало особого, благоговейного отношения. В одних случаях священность могла перемещаться, в других – место переставало быть святым, когда Бог уходил оттуда.

Когда Моисей подошел посмотреть на горящий куст, Бог воззвал к нему из куста:

«Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

Святость исходила не от самой земли, а от Божественного присутствия в тот момент. Снятие обуви было знаком признания того, что человек находится на священной территории.

Точное место этого события неизвестно. В VI веке нашей эры император Юстиниан I приказал построить часовню святой Екатерины на горе Джебель Муса, которую считали библейским Синаем, где Моисей встретил Бога у горящего куста.

Однако некоторые ученые выдвигают другие версии: гору Джебель аль-Лавз на северо-западе Саудовской Аравии, горы в пустыне Негев или на юге Иордании. Библейское описание не дает точных географических указаний, и место не было отмечено специально, чтобы сохранить его тайну.

Скиния, где израильтяне поклонялись Богу до постройки Храма в Иерусалиме, также была священным местом. Во время странствий по пустыне скинию ставили в разных местах, но ни одно из этих мест не оставалось святым навсегда – святость зависела не от земли, а от присутствия Бога и священных предметов внутри.

Модель скинии в одном из парков Израиля. Фото из "Википедии"

Когда временную палатку сменила постоянная постройка, Храмовая гора – центр Иерусалима – стала неподвижным священным местом для евреев, а позднее и для многих христиан.

Сад Эдема

Христианство и иудаизм имеют общие корни и значительную часть общей истории. Однако различие во взглядах на Мессию и Иисуса как исполнение обетования о Христе приводит к тому, что одни и те же места могут считаться менее святыми для одной традиции, хотя и не утрачивают значения для другой.

Сад на востоке от Эдема – первое священное географическое место, упомянутое в Писании. Многие ученые считают его мифическим, другие – реальным географическим местом.

Описание рек, вытекавших из него, и связанных с ним земель позволяет предположить, что автор воспринимал Эдем как реально существовавшую местность – или, по крайней мере, намеренно изображал его таким. В тексте даже упоминается качество драгоценных металлов, встречающихся там.

В центре сада находились Дерево жизни и Дерево познания добра и зла. Традиции толкуют эти растения либо буквально, либо символически, в зависимости от того, считают ли главы Бытия 1–11 историей или мифом.

Как бы то ни было, повествование подчеркивает, что Бог поставил херувимов у входа в сад, чтобы Адам и Ева не могли вернуться (Быт. 3:24). Тем самым Эдем приобрел святость по определению – как место, куда доступ человеку закрыт.

Иерусалим

Иерусалим был местом расположения Первого и Второго Храмов. Именно из-за Храма евреи считали весь город святым (Неем. 1:1, 18; Ис. 48:3; 52:2; Дан. 9:24; Мф. 4:5; 27:53; Откр. 11:2). Даже во время вавилонского пленения, когда город лежал в руинах, он сохранял статус святого.

После разрушения Второго храма римлянами в 70 году н. э. Храмовая гора продолжала оставаться священным местом для евреев.

Сегодня единственная сохранившаяся часть Второго храма – это Стена плача (или Западная стена), где евреи ежедневно собираются на молитву.

Для христиан Иерусалим и его окрестности также наполнены святыми местами – но другими по смыслу:

  • Гора Елеонская, где Иисус молился в Гефсиманском саду перед арестом;

  • Виа Долороза, по которой Он шел от суда Понтия Пилата на Голгофу;

  • Храм Гроба Господня, где находилось Его погребение.

Для христиан эти места святы благодаря их связи с жизнью, страданиями и воскресением Иисуса Христа.

Священная география Израиля

Упоминания об Израиле как о Святой земле означают, что Бог отделил этот географический регион для Своего народа. Судя по библейской истории – от Исхода до книги Иисуса Навина, – Бог предназначил эту землю как место, где израильтяне должны поселиться. Им следовало изгнать языческие народы, жившие там, но, не выполнив этого повеления, они впоследствии переняли многие нечестивые обычаи.

Некоторые районы Израиля важны прежде всего для христиан, поскольку связаны с жизнью и служением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Вифлеем – место рождения Иисуса;

  • Назарет – где архангел Гавриил явился Деве Марии и где прошло детство Иисуса;

  • Окрестности Галилейского моря, где Он проповедовал и совершил множество чудес.

В христианстве не все святые места связаны с физическим присутствием Бога, как это было в библейские времена.Христиане часто считают святыми исторически значимые места или храмы, предназначенные для богослужения.

Сами церкви называют святилищами (от лат. sanctuarium), – это заимствование из ветхозаветной терминологии скинии и храма. Такое обозначение отражает веру в то, что церковь – это место встречи человека с Богом, подобно тому, как израильтяне встречались с Ним в Скинии или Храме.

При этом для римских католиков Ватикан является столицей мировой Церкви – резиденцией Папы Римского и центром Матери-Церкви. Его территория (44 гектара) и собор Святого Петра считаются ядром священной географии католицизма.

Ежегодно миллионы паломников, католиков, протестантов и даже светских туристов посещают Ватикан. Во время конклава, когда кардиналы избирают нового Папу, город и окрестности наполняются верующими, стремящимися разделить ожидание этого события в католической святыне.

Символическое значение священных мест

Многие исследователи отмечают символическую природу священной географии в Библии. В Святое святых помещался Ковчег Завета, а на нем — престол милости, символизирующий трон Бога.

Эдем соответствует раю, где растет древо жизни (Откр. 2:7). Из-под престола Бога течет река жизни, питающая дерево (Откр. 22:1–2).

Земной Иерусалим предвосхищает Новый Иерусалим, где также есть храм и где Бог обитает среди Своего народа (Откр. 3:12; 21:2). Престол Бога находится в Новом Иерусалиме, и Бог вновь желает жить среди людей, как жил с Адамом и Евой в Эдеме (Откр. 21:1–5).

Богословы видят параллель между Исходом из Египта и жизненным путем христианина. Путь начинается, когда человек оставляет Египет – символ греха, проходит через пустыню – испытания и трудности жизни, и достигает Обетованной земли – образа Неба.

Эта символика согласуется с другими библейскими образами:

  • Обетованная земля – это прообраз Царства Небесного;

  • Ее столица, Иерусалим, где царствовал монарх, символизирует Новый Иерусалим, где царствует Бог;

  • В центре этого города – древо жизни, растущее у престола Господня.

Те, кто омыт кровью Агнца – символом Христа, – получают доступ к Новому Иерусалиму и к жизни вечной, потому что Бог пребывает там: «Блаженны те, кто омыли одежды свои, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).

Священная география Библии куда глубже, чем кажется на первый взгляд. То, что многим может показаться мифом, для верующих имеет глубокое духовное значение – как символическое отражение присутствия Бога и Его обетований человечеству.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также