
Священномученик Евстафий Малаховский стал знаковой фигурой в истории казахстанского православия: он нес слово Христово, пережил жуткие события восстания 1916 года, но погиб от рук большевиков. 5 мая отмечается день памяти самоотверженного священника.
Будущий священнослужитель родился 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. Получив духовное образование, он окончил Полоцкое духовное училище в 1897 году и три класса Витебской духовной семинарии в 1900 году. После этого Евстафий начал служение учителем в Прудской церковноприходской школе Гродненской епархии, проявляя ревность к просвещению и вере.
Служение в Туркестанской епархии
В 1904 году, движимый желанием служить Церкви в трудных условиях, Евстафий переехал в Туркестанскую епархию, где русские переселенцы испытывали острую нехватку храмов и духовенства. Он начал как псаломщик в ташкентской военной церкви, затем служил в туркестанском кафедральном соборе. В мае 1905 года его рукоположили в диакона, а на следующий день — во священника этого собора.
Отец Евстафий часто менял места служения, неся слово Божие в отдаленные уголки:
-
1905 год: священник Трехсвятительской церкви в селе Карабулак;
-
1906 год: Софийская церковь города Верного (ныне Алматы);
-
1907–1911 годы: храмы в селе Ивановском, Покровской церкви Верного, поселке Каралинском и станице Лепсинской;
-
1913 год: разъездной священник Пишпекского уезда;
-
1916 год: Покровская церковь в селе Покровского Пржевальского уезда.
Наблюдения о жизни переселенцев
За годы служения в Лепсинском уезде Евстафий близко познакомился с жизнью русских переселенцев. Он отмечал контраст между старожилами и новоселами. Старожилы, в основном хлеборобы, стремились к лучшей жизни, строили храмы и школы своими силами, дорожили верой и священниками. Например, одно селение из ста дворов возвело церковь за 5 000 рублей и обязалось содержать причт, не рассчитывая на казну.
Новоселы же, по его словам, часто были искателями приключений или пособий, что порождало лень и недовольство. Некоторые, прошедшие Сибирь, приносили с собой революционные идеи или сектантство, в отличие от православных старожилов. Евстафий описывал случай, когда новосел обвинил его в «питье крови» за удержание 2 рублей из пособия на строительство молитвенного дома, что иллюстрировало их эгоизм и непонимание церковных нужд.
Служение в годы испытаний
В 1913 году Евстафий стал разъездным священником Пишпекского округа, а в 1914 году служил в селе Теплоключинском и стал настоятелем Покровского храма в селе Покровское близ Иссык-Куля. Здесь он столкнулся с трагедией 1916 года — киргизским восстанием, вызванным мобилизацией на тыловые работы во время Первой мировой войны.
Киргизы разграбили и сожгли 23 русских селения, убив около 2 000 человек. Мятежники творили страшное: убивали детей и стариков, насиловали женщин и девочек, жгли дома и храмы. В Покровском отец Евстафий организовал оборону, призывая народ к молитве. 11 августа, когда киргизы напали, он велел звонить в колокол, собрал людей в церкви и совершил акафист Покрову Богородицы, исповедь и причастие. Чудом, благодаря нескольким вооруженным казакам и баррикадам из телег, село отбило атаку. Евстафий считал это заступничеством Божией Матери.
14 августа, после молебна, в Покровское пришли дружинники из Пржевальска. Ночью жители эвакуировались в город, преодолев 35 верст под угрозой нападения. Ни один человек из обоза не погиб, что священник назвал явным чудом.
После восстания Евстафий служил в селах Благовещенском, Егорьевском и станице Надеждинской (ныне город Есик Алматинской области). В 1918 году, во время Пасхального крестного хода 22 апреля (5 мая), он был убит большевиками: крестный ход столкнулся с коммунистической демонстрацией, завязалась потасовка.
В 2000 году Евстафий Малаховский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.