Пожалуй, наибольшее число вопросов, касающихся святых, задается про апостолов Петра и Павла: «Почему они обнимаются? Почему целуются?». В конце концов, почему они изображаются всегда вместе? Почему они первоверховные и почему их праздник в один день – 12 июля?
Чтобы ответить на все эти вопросы, посмотрим, что их объединяет. Ответ очевиден – жертвенное апостольское служение, которому они посвятили свою жизнь, приложив много усилий в распространении раннего христианства.
Петр – первый ученик Иисуса, а Павел появился после воскресения Христа, когда начались гонения на христиан. Их называют первоверховными, потому что они были первыми, кто распространял учение Христа. Поэтому в Священном Писании им отводится главенствующее место. А Церковь прославляет их в один день, тем самым подчеркнув их особую значимость.
В своей жизни они не были идеальными, у них были свои недостатки, как и у всех людей: Петр – трижды отрекся от Христа, а Павел, носивший в те времена имя Савл, относился к числу фарисеев — чтущих Закон Моисея. Но он же стал впоследствии преданным учеником Христа, уверовав и явив пример истинного служения. Чтобы прозреть духовно, Савл сначала ослеп. А прозрев, обрел новое имя – Павел, и перенес много страданий за Христа.
Петру, простому рыбаку, Иисус предрек стать «ловцом человеков», а он сказал: «Отойди от меня, Господи!». Он испугался, потому что увидел святость Христа и свои грехи. Но стал самым ревностным его учеником и получил прощение после воскрешения Христа. «Паси овец Моих» (Ин. 21, 15-17) – повелел ему Господь. Так он стал заботиться о пастве последователей Иисуса. Свой дар служения он получил в день Пятидесятницы, после чего проповедовал представителями разных стран, собравшимся возле Сионской горницы в Иерусалиме.
Источник: Православие.ру
Богословы считают, что эти два святых являют себя в иконе праздника свв. Петра и Павла, чтобы показать:
«По Божьей милости вражда и накопившиеся обиды между окружающими нас людьми могут, в рамках чудодейственного примирения, трансформироваться и объединиться в братскую любовь в верном действии следования за Христом, приближения к Нему и покоя в Нем. Страх может быть преобразован в надежду; глубоко укоренившиеся вина и печаль могут быть обращены в радостное принятие; даже предубеждение может быть преобразовано в признательность — все это благодаря любви Иисуса, сына Бога Живого», — считает английский богослов Маккарти.
Обоих святых за их веру постигла казнь. По преданиям, Петр, чувствуя, что приблизился час его смерти, уходит из Рима. Но ему явился Спаситель, который нес крест. Петр спросил его: «Господи, куда ты идешь?» — «Иду в Рим пострадать вместо тебя». Петр увидел в этом упрек в маловерии и впоследствии был распят при императоре Нероне. Казнь он принял вниз головой, это была его просьба, он считал, что не достоин быть распятым, как его Учитель. И хотел быть всегда у ног своего Спасителя. А апостол Павел императором Нероном был обезглавлен.
Ныне покойный Митрополит Павел (Язиджи) писал:
«Классическая икона благословенного праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла изображает двух апостолов, обнимающих и целующих друг друга. Этот апостольский поцелуй разные люди понимают по-разному. Некоторым он кажется примирением двух апостолов после того, как они разошлись во мнениях в Антиохии».
Здесь упоминается известный эпизод, который называется «антиохийский инцидент» — конфликт Петра и Павла, который упоминается в послании к Галатам. В нем апостол Павел обвинил апостола Петра в лицемерии в присутствии других членов церкви.
Это было, когда Петр жил в Антиохии среди новообращенных христиан из бывших язычников. Он общался с ними свободно, ел и пил с ними за одним столом, а это было строго запрещено законом Моисея. Таким образом, апостол Петр своим поведением признавал, что закон больше не имеет силы.
Но после того как в Антиохию пришли из Иерусалима приверженцы закона Моисея, апостол Петр решил отстраниться от братьев и стал соблюдать все предписания закона. Апостолу Павлу, пришедшему в Антиохию, стало известно о такой перемене, и он увидел в ней лицемерие. Поэтому публично и обличил апостола Петра. В ответ на обвинение тот не стал защищаться, а промолчал. Обличение апостола Павла призывало воссоединить членов Церкви в единое целое.
Источник: serafimhram.ru
Митрополит Павел (Язиджи):
«Другим апостольский поцелуй представляется встречей Востока (в лице апостола Павла) и Запада (в лице апостола Петра). Третьи видят в нем символ общей судьбы двух апостолов, которые были замучены в Риме: первый был обезглавлен, а второй распят, как его Учитель.
Несмотря на то, что эти теории различаются по точности толкования, некоторые из них, особенно последняя, предлагают здравое и конструктивное решение. В любом случае ясно, что два апостола представляют два разных мира, или, лучше сказать, они представляют собой две очень важные библейские личности. Каждый из них обладал особыми достоинствами, которыми они просияли. Апостол Павел отличался тремя особыми добродетелями, и апостол Петр в равной степени обладал другими тремя».
Использованы материалы: publicorthodoxy.org; monastery.ru