Редакция АПН собрала и подготовила для читателей яркие воспоминания современников и архивные кадры служения старца-святителя Иосифа, которые ранее широко не публиковались.
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний) вспоминает:
«Один священник рассказывал о том, как митрополит Иосиф говорил проповедь в неделю о блудном сыне. После чтения Евангелия он поцеловал престол, и буквально побежал на солею. Выбежал, руку козырьком ко лбу приложил, смотрит, то в одну сторону по амвону побежит, то другую, и ничего не говорит. Народ недоумевает. А потом посмотрел на людей и заговорил: «Ну, где же ты, сын мой? Сколько я буду о тебе переживать, плакать и молиться? Может, ты где-то погибаешь, умираешь с голоду?» В таком тоне он начинал проповедь, и народ сразу растворялся в его словах, владыка захватывал внимание, и люди просто слезами заливались. Они уже были в его власти, и он зажигал их своими словами вдохновенными, которые неудержимо лились из его уст. И многие говорили, что он очень впечатляющие, горячие проповеди говорил».
«Да, это действительно был Святитель, который не силой власти, не силой указа архиерейского, не силой своего святительского авторитета повелевал, а силой молитвы и смирения. Он просто вменил себя в ничто. Святость личной жизни, подвижнический, страдальческий путь, глубочайшее смирение, подвиг молитвы – это закладывает основы совершенно новых отношений с людьми. В основном мы как пытаемся жить? Мы с этим человеком договоримся, и с этим договоримся… Но это не то. Владыка Иосиф договаривался с Богом, с Матерью Божией, со Святителем Николаем. И люди с ним молились, плакали, внимательно слушали, а потом все в один голос слились: "Только владыка Иосиф!"», – продолжает вспоминать митр. Ириней.
м. Иосиф за богослужением
«Когда он приезжал в Ленинград и в Александро-Невской Лавре вышел на литию (была неделя всех святых, в земле Российской просиявших), все монахи вышли с ним, и Владыка читал молитву, перечисляя имена всех Русских святых. Он перечислял очень долго, по регионам. Называет, допустим: «…священномученика Филиппа, митрополита Московского…» И добавляет: «Ох, родненький мой!» Народ крестится, смотрит на него: так просто Владыка разговаривает со святыми! А он продолжает: «Святаго праведнаго Симеона Верхотурского… Миленький, и ты сюда попал!» – и дальше читает. Монашествующие – некоторые улыбались, а некоторые стояли и плакали, потому что этот Архиерей действительно чувствовал родство со святыми. Он настолько глубоко уходил в молитву, что не замечал, как к тексту молитвы добавлял свои возглашения к святым, которые были его родными, друзьями», – заканчивает свой рассказ митр. Ириней.
в алтаре Казанского собора г. Алматы
Такими воспоминаниями о святителе делится митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов):
«О митрополите Иосифе я много слышал и от самого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Он рассказывал, что, будучи еще в сане игумена, чтобы поддержать владыку Иосифа, посылал ему в лагерь табачок. Он говорил, что табачок в заключении был на вес золота. А я по наивности спросил: «Почему табачок был на вес золота? Для чего он был нужен владыке Иосифу, ведь не курить же?» Святейший Пимен ответил: «Нет, не курить. А для того, чтобы менять его на продукты, одежду, на другие вещи, необходимые в жесточайших лагерных условиях. Таким образом я мог хоть чуточку облегчать участь Владыки». И в благодарность за этот табачок владыка Иосиф посвятил игумену Пимену, впоследствии Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, замечательное, светлое стихотворение «Ландыши». И в дальнейшем Святейший Патриарх Пимен говорил о митрополите Иосифе, как о стойком, истинном Архипастыре, и все, что было связано с ним, вспоминал с теплотой».
Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) вспоминает диалог с митр. Иосифом при встрече на Поместном соборе РПЦ в 1971 году: «А как теперь сложилась Ваша личная жизнь? Не обижают ли Вас?» «Сейчас нет, – ответил он. – Живу в отдельном хорошем доме. Развожу в моем саду розы, у меня их более ста штук. С уполномоченным отношения хорошие». «А я слыхал, что он даже предлагал Вам выставить Вашу кандидатуру в патриархи?» «На это я никогда не соглашусь. Во-первых, слишком стар, а затем у меня нет богословского образования, да и светское маленькое. Не хочу, чтобы меня потом в Синоде укоряли за невежество, заставляли бы соглашаться с их мнениями потому, что они богословы, а я неуч и должен их слушаться».
«Как личность, митрополит Иосиф производил впечатление жизнерадостного человека, склонного пошутить и даже поюродствовать. Конечно, возраст чувствовался и видно было, что он много пережил, однако в нем не было ничего сломленного, трагического, жуткого даже, что можно иногда видеть у лиц, много лет просидевших в лагерях. В нем можно было увидеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой. Эта склонность «по-юродствовать» даже рассматривалась некоторыми, как одна из причин, почему Владыка Иосиф не подходит для патриарха. «Посмотрит он на Вас, – рассказывал мне о нем один видный и культурный архиерей, – и вдруг неожиданно скажет: «А глаза-то у Вас светлые, светлые...» Для патриарха это неудобно», – рассказывает архиеп. Василий.
Архимандрит Наум (Байбородин), старец-насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
«Интересные были беседы в Москве с Тучковым Евгением Александровичем, который после смерти Патриарха Тихона подбирал архиереев с большевистской ориентацией. Вызывал и беседовал в Троицком подворье. От владыки Иосифа он требовал признания обновленчества и сотрудничества с новой властью. Владыка пытался в разговоре уйти от этих тем и уводил разговор на другое. Он начинал рассказывать Тучкову, какая у него была хорошая бабушка, как она хорошо умела работать, как она пекла хлеб – из какой муки, как замешивала, сколько дрожжей клала…, и таким образом Владыка отвлекал и тянул время на допросах. И в конце говорит: «Так вот, бабушка-то моя мне говорила, будут архиереи женатые, в галифе ходить, так ты с этими архиереями дела не имей». И Владыка так мудро отвечал на все вопросы, что не согласился ни с обновленческим уклоном, и ни с каким отступлением от Православия».
м. Иосиф с будущими патриархами РПЦ Пименом (Извековым) и Алексием II (Ридигером)
Архимандрит Макарий (Веретенников), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рассказывал: «Владыка Иосиф отличался жертвенной любовью к людям. Очень трогательно он относился к детям, к молодежи. Для детей, которые жили рядом с архиерейским домом, каждое утро он оставлял на заборе небольшой пакетик с конфетами. Сам митрополит Иосиф, вспоминая о своем детстве, говорил, что, когда мальчиком он ходил в Могилевский Кафедральный собор и, как все дети, стоял впереди у амвона, Архиерей Могилевский ни разу не обратил на него внимания, не обласкал, не сказал приветливого слова. Поэтому, будучи уже иерархом и пройдя через различные испытания, Владыка старался выражать любовь к детям и к молодежи. Особую заботу проявлял к студентам Духовной Семинарии, всячески их поддерживал».
за богослужением в Елоховском Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы
Протоиерей Валерий Захаров, настоятель Никольского собора г. Алматы вспоминает: «Бывало, приходил к Владыке человек удрученный, озабоченный. Но не было человека, который ушел бы от него не услышанным, которому Владыка не дал бы какой-то отеческий совет, наставление. Люди преображались. И хотя не всегда Владыка отвечал в открытой форме, и человек не сразу мог понять значение и глубину его ответа, но по прошествии времени сказанное Владыкой находило претворение в жизни человека. И таких людей, которые ехали к Владыке из различных областей, было сотни и сотни».
справа в галстуке молодой о. Валерий Захаров – иподиакон м. Иосифа
«Кто бы, когда бы к Владыке не приехал – будь то священник, или мирской человек, всегда двери его дома были открыты. И человек, ехавший к Владыке, никогда не ломал себе голову над тем, где ему в Алма-Ате остановиться. Все знали, что можно сразу ехать к Владыке, в любое время дня и ночи. И если человек приезжал ночью, Владыка сам к нему выходил и, преподав благословение, предлагал привести себя с дороги в порядок, а сам стремглав шел в свою маленькую кухню и готовил для него ужин. Потом сам стелил постель и, напоив гостя чаем, укладывал его отдыхать. А утром предупредит свою канцелярию, чтобы возле этой комнаты ходили тихо – здесь человек с дороги отдыхает. Так он мог, выполняя заповедь Христа – «кто больше, взлежащий или служащий?» послужить каждому человеку. Он отдавал на это служение всего себя, и не просто по букве, а с любовью исполнял слово Господне», – с теплотой вспоминает прот. Валерий о старце-святителе Иосифе (Чернове).
м. Иосиф благословляет народ
м. Иосиф молодой священник
служба в Казанском соборе г. Алматы
м. Иосиф награжден патриаршей наградой – правом ношения двух панагий
в Никольском соборе г. Алматы
с патриархом Пименом (Извековым)
в годы послушничества в монастыре
шествие в Троице-Сергиевой Лавре
со святым преподобноисповедником Севастианом Карагандинским
с будущим Акмолинским старцем – игуменом Кириллом (Бородиным)
На погребение митрополита Иосифа собралось больше тысячи людей, как верующих, так и светских – все, кто уважал старца и питал к нему добрые чувства, все многие – кому помог святитель Иосиф.
погребение м. Иосифа в Никольском соборе, толпы людей шли до кладбища
отпевание м. Иосифа