
4 августа Православная Церковь совершает память равноапостольной Марии Магдалины – жены-мироносицы, которая одной из первых встретила воскресшего Иисуса Христа.
Как отмечает журнал «Фома», в западной христианской традиции есть версия, согласно которой Мария Магдалина была покаявшейся блудницей. Однако Православная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощенную в доме Симона фарисея, с Марией Магдалиной.
При этом в Евангелиях от Луки и Матфея упоминается, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов. О чем именно идет речь, поясняет священник Евгений Мурзин.
Во-первых, буквально. По этой версии Мария действительно страдала от сильной одержимости, и Иисус Христос действительно изгнал из нее семь нечистых духов. При этом число семь в библейском контексте тоже неоднозначно. Оно может указывать либо на конкретное число демонов, либо – как часто в Писании – на полноту, завершенность зла, глубину повреждения личности и предел духовной неволи, в которой она находилась.
Таким образом, речь тут идет о тотальном порабощении Марии диаволом, от которого Христос ее полностью освобождает. Этот опыт и благодарность Господу делают Марию особенно близкой ко Христу. Мария на своем опыте знала, что значит быть одержимой, полностью потерять себя, а потом оказаться исцеленной силой и благодатью Божией.
Второе толкование носит символический, духовно-нравственный характер. Во многих святоотеческих и богословских трудах (в частности, у святителя Григория Великого, а также в более поздней аскетической литературе) можно встретить интерпретацию «семи бесов» как семи главных страстей или духовных недугов, которые человек способен преодолеть только с помощью Божией.
В более общем виде семь бесов означает тут полноту поврежденности человеческой души. В таком понимании Мария Магдалина рассматривается не просто как исцеленная одержимая, а шире – как образ души, наполненной всеми возможными страстями, которая в результате искреннего обращения к Богу полностью очистилась и из сосуда греха стала сосудом Божественной благодати.