
Ныне в русской традиции кутья ассоциируется главным образом с поминальным блюдом. При этом мало кто задумывается о корнях и значении кутьи в православии. Какой символизм закладывается в эту подслащенную зерновую кашу?
Со времен древней Эллады
Интересно, что еще в языческой Древней Греции умерших было принято поминать отваренным пшеничным зерном. Это блюдо получило название коливо, которое и носит в Греции по сей день. С принятием христианства традиция сохранилась, но рецепт претерпел сильные изменения: в коливо начали добавлять орехи, мед, гранат, изюм.
Кроме того, греки украшают коливо крестом из граната или конфет. Порой получаются настоящие кулинарные шедевры, которые и есть-то жалко – например, как это коливо, приготовленное на святой горе Афон с практически иконографическим украшением.
На сегодня в Греции (да и вообще на Балканах) коливо является одним из важных элементов поминального обряда. Также коливом в греческих церквях принято поминать усопших в дни совершения их памяти.
Кутья и сочиво
С распространением христианства на славянские земли пришло и коливо, которое получило название кутья – что интересно, практически идентично звучащее у всех славянских народов. Кутьей прозвали сладкую кашу из пшеницы или риса, сдобренном медом, маком, изюмом. Она стала неотъемлемым атрибутом похоронных и поминальных обрядов, а также Дмитриевской родительской субботы.
Между тем кутья – не только траурное, но и праздничное блюдо. Ведь сочиво – по сути, то же самое сочетание продуктов – принято готовить в канун Рождества и Крещения Господнего. Собственно, от слова «сочиво» и произошло название «сочельник».
Кутья из риса у восточных славян сейчас встречается гораздо чаще, чем пшеничная
Однако в некоторых регионах сочиво тоже зовут кутьей. Так, в Беларуси можно встретить названия Бедная кутья (канун Рождества), Водная кутья (канун Крещения), Богатая кутья (отдание праздника Рождества). Притом так называют даже не блюдо, а сами праздники. Наконец, черной кутьей там зовут поминальное блюдо.
Великопостная кутья
Также существует традиция в пятницу первой седмицы Великого поста приносить кутью в храмы. Так Церковь вспоминает о чуде мученика Феодора Тирона.
«В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста.
Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо», – гласит предание.
Значение кутьи в православии
Стоит отметить, что в языческие времена подобие кутьи воспринималось как пища для усопших близких. С приходом христианства, конечно, стало понятно, что умершим еда не нужна. Потому у колива и кутьи появился иной, более глубокий символизм.
«Пшеница, рис и плоды в кутье означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства», – объясняет «Азбука Вера».
Также считается, что зерна – символ смерти и жизни, страха и надежды. Вареная каша – знак того, что смерть не есть конец, а переход к иной жизни.
Нельзя не отметить и роль кутьи как блюда, напоминающего о связи поколений: во время поминальных обрядов оно говорит, что и живые, и умершие – неразрывная часть Церкви, земной и небесной.